Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Откровение Иоанна Время написания откровения
  • Чем отличается монах от инока?
  • Южное общество декабристов Из «Русской правды» П
  • Сечин должность сейчас. Сечин Игорь Иванович. Биография. Начало политической деятельности
  • Период феодальной раздробленности польши В каком году началась феодальная раздробленность польши
  • Толкование сна карты играть в сонниках
  • Антониев монастырь (Новгород). Образ святого антония в искусстве Джованни Пьетро да Бираго

    Антониев монастырь (Новгород). Образ святого антония в искусстве Джованни Пьетро да Бираго

    Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

    Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленный к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

    Художник Поль Деларош

    Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой. (ссылка)

    Картины с описанием

    Стефано ди Джованни Сассетта


    Стефано ди Джованни Сассетта
    «Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)

    Алтарь Евхаристии. Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины Сассетта получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана», которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено священное таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь состоял из множества картин, написанных на деревянных досках: «Коронование Марии», «Благовещенье», «Св. Фома», «Св. Антоний-аббат», четыре отца церкви — святые Иероним, Григорий, Амврозий и Августин, четыре святые покровителя Сиены — Ансаний, Виктор, Савин и Кресцентий, а также фигуры пророков Ильи и Елисея (которые сохранились, и находятся в сиенской Пинакотеке). Из крупных частей алтаря сохранилась только одна картина — «Св. Антоний-аббат» (Сиена, Пинакотека). Однако сохранилось много небольших картин пределлы — две сцены из жизни Св. Антония (Сиена, Пинакотека), «Сожжение еретика» (Мельбурн, музей), «Установление евхаристии» (Сиена, Пинакотека), «Чудо священного таинства» (Барнард Кастл, Музей Боуз), «Фома Аквинский молящийся перед алтарем Богоматери» (Будапешт, Музей изящных искусств), и «Фома Аквинский молящийся перед крестом» (Ватикан, Пинакотека). Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал — прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века. (ссылка)

    Мартин Шонгауэр


    Мартин Шонгауэр
    «Искушение святого Антония» (ок. 1470-1475)

    Мартин Шонгауэр (ок. 1430-1491) — первый художник-гравер, получивший признание за пределами своей страны, который также был живописцем. Его лучшие гравюры отмечены сложностью рисунка, пространственной глубиной и богатством фактуры, что делает их равноценными живописным работам. И действительно, второстепенные художники нередко черпали в них вдохновение для своих картин. В «Искушении святого Антония», одной из наиболее известных работ Шонгауэра, искусно соединяются эмоциональная выразительность и четкая моделировка форм, безудержное движение и декоративная уравновешенность. Чем дольше мы смотрим на это произведение, тем больше восхищаемся диапазоном соотношения тонов, красотой ритма гравированной линии и умением художника передавать всевозможные фактуры — колючки, чешую, кожу, шерсть — путем простого варьирования силы нажима резца на металлическую пластинку. Ни один из последующих граверов не смог превзойти его в этом. (ссылка)

    В этой гравюре перед зрителем предстает благочестивый пустынник, терпящий страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, хоботами терзают святого мученика. Картина по-своему символичная. Художники раннего Средневековья изображали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и по-восточному фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими. (Борев Ю.Б. «Эстетика»)

    Микеланджело Буонарроти


    Микеланджело Буонарроти
    «Мученичество святого Антония» (1487-1488)

    Согласно последним исследованиям, эта работа — «Мученичество святого Антония» — была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно. Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Если сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, становится ясно, что Микеланджело не делал точную копию: помимо того что он добавил одному из демонов рыбью чешую, он слегка приподнял голову святого Антония и придал ему более отрешенное выражение лица. (ссылка)


    Джованни Пьетро да Бираго


    Джованни Пьетро да Бираго
    «Святой Антоний борется с демонами» (ок. 1490)

    Главная работа Бираго — это «Часослов Бона Сфорца», по которой он ранее был известен просто как безымянный ее иллюстратор, однако 1956 году его авторство было окончательно установлено. «Часослов Бона Сфорца» — это частная книга для молитв, начатая Бираго приблизительно в 1490 году, и законченная другим художником лишь тридцатью годами позднее, после того как книга сменила собственника. В правом нижнем углу можно увидеть свинью, заглядывающую на сцену. (ссылка)

    Бернардино Паренцано


    Бернардино Паренцано
    «Искушение святого Антония» (1494)

    На этой картине великая и страшная сила зла раскрывается в худших проявления человеческой природы вместе со всеми ее пороками и несовершенством. Сатана принимает множество ужасающих форм, но луч света нисходит к святому Антонию с небес и Голос говорит: «Я был с тобой все это время, но я хотел, чтобы ты боролся самостоятельно. Ты прошел испытания и не был побежден, потому что я всегда помогал тебе». (ссылка)

    Иероним Босх


    Иероним Босх
    «Искушение святого Антония» (1497)

    На этой небольшой картине святой предается молитвенному созерцанию в странной хижине-шалаше на фоне освещенного солнцем пасторального ландшафта. Отшельничество Антония контрастирует с картиной всеобщего благоденствия. Святого окружают разнообразные дьяволы и чудовища, похожие на механизмы, но взгляд Антония устремлен вдаль. Изображения дьяволов и непривычный пейзаж заставили усомниться в том, что работа принадлежит кисти Босха. Сомнения эти не лишены оснований, однако образы и манера письма Босха настолько оригинальны и неповторимы, что трудно представить другого автора этой картины. Позднее Питер Брейгель Старший использовал некоторые сюжеты и символы Босха, но живописная техника у этих художников столь разная, что их трудно перепутать. (ссылка)

    Иероним Босх


    Иероним Босх
    «Искушение святого Антония» (1505-1506)

    Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

    Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

    На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

    На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

    Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

    Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

    Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

    Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…

    Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению. (автор Доната Баттилотти)

    Иоахим Патинир


    Иоахим Патинир
    «Искушение святого Антония» (около 1515)

    Иоахим Патинир получил известность как один из зачинателей новоевропейского пейзажного искусства, разработав — на базе старонидерландской традиции от Я. ван Эйка до Босха — особый тип широкоохватного «мирового пейзажа» (в немецком искусствоведении — Weltlandschaft), включающего, обычно в масштабе совсем небольших по формату картин, массу разнообразных природных и бытовых деталей. Однако «мировые пейзажи» Патинира не превратились еще в самоценные композиции, всегда сочетаясь с определенным религиозным сюжетом в виде фона и среды действия. Если в сравнительно раннем Крещении Христа (после 1515, Художественно-исторический музей, Вена) сюжет и фон равнозначны, то позднее природная среда — с горами, причудливыми скалами, лесами, полями, дорогами и дальними горизонтами — начинает все заметнее доминировать над более миниатюрными фигурами (несколько вариантов Бегства в Египет; Святой Иероним в покаянии, ок. 1520, Национальная галерея, Лондон; Пейзаж с Хароном, ок. 1520, Прадо, Мадрид). Вероятно, мастер часто писал пейзажные фоны и в картинах других художников. Наиболее достоверный пример такого сотрудничества — Искушение святого Антония, с фигурами работы К.Массейса. Предположительно многие работы, приписываемые сейчас Патиниру или Массейсу, являются на самом деле их совместными работами. (ссылка)

    Маттиас Грюневальд


    Маттиас Грюневальд
    «Искушение святого Антония» (с 1506 по 1515)

    Одним из главных произведений Грюневальда считается так называемый «Изенгеймский альтарь», созданный мастером в 1512-1515 годах для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме (Эльзас, Германия). Ныне он хранится в Музее Унтерлинден города Кольмара. Среди многочисленных створок Изенгеймского алтаря нас интересует сцена нападения дьяволов на святого Антония. Если Босх в картинах адских мучений подчеркивал оттенок будничности, то Грюневальд в сценах издевательства язычников или чертей над святыми с особой силой передавал звериную жестокость и злобное исступление, охватывающее мучителей праведника. В данном случае мучителями Антония выступают дьяволы, олицетворяющие семь смертных грехов. В отличие от неуклюжих чертей Босха, это мощные и свирепые чудища. Среди них существо в виде оранжевого крылатого гиппопотама олицетворяет чревоугодие; ящерица, кусающая Антония за руку — скупость; рогатый демон, тянущий на себя одеяние святого — зависть, и т.д. Грюневальд мастерски использует контрасты освещения — адскому мороку на первом плане противостоит гармоничный пейзаж с меловыми скалами и ясным небом. В небе виден Бог-Отец, а на втором плане с чертями уже сражается ангел — все это предвещает скорое и благополучное завершение суровых испытаний отшельника. («Крива усмішка Лукавого», журнал «Україна» (№ 9/ 2008))


    Корнелис Кунст


    Корнелис Кунст
    «Искушение святого Антония» (1530)

    На картине изображены пять сцен из жизни святого Антония. (ссылка)

    Ян Мандейн


    Ян Мандейн
    «Искушение святого Антония» (после 1530)

    Это единственная картина Яна Мандейна. Авторство остальных картин, которые приписывают ему, достоверно не доказано. Считается, что Мандейн был неграмотным и поэтому не мог оставить на своих «Искушениях» подписи готическим шрифтом. Искусствоведы предполагают, что он просто срисовал подпись с готового образца. Яичная скорлупа — символ хрупкости и греха. Изображением герметически закрытого сосуда было и философское яйцо, занимающее большое место в картинах художника. Намек дается иногда скромной, неброской деталью. Яйцо порождает курицу, а вот оно уже превратилось либо в вареное яйцо, либо даже в жаркое из курицы — символ окончания процесса трансмутации металла. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и все сухое — деревья, скелеты животных. Лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт. Перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания. Отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны. Сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Черные птицы — грех. (ссылка)


    Северным форпостом древнего Новгорода на Торговой стороне был Антониев монастырь. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).


    Жёлтый "Икарус" 5-го маршрута привозит в конец Студенческой улицы (можно и пешком дойти с Большой Московской через обширный и местами запущенный парк 30-летия Октября). С этой остановки идут к знаниям студенты НовГУ им.Ярослава Мудрого. Идут они под аркой бывших монастырских ворот, мимо сохранившегося уголка Антониевого монастыря. Центр его – собор Рождества Богородицы.


    Древняя история монастыря сравнительно чётко фиксируется в письменных источниках. Хотя купчая Антония на монастырскую землю большинством современных историков признаётся фальсификацией веков так XV-XVI, сомнений в аутентичности двух других источников – Новгородской Первой летописи и Жития Св.Антония – нет.
    Монастырь был основан в 1107 году Св.Антонием Римлянином на том месте, где камень с Антонием прибило к берегу Волхова. Светские историки, разумеется в житийную историю о приплытии Св.Антония "от римской страны по тёплому морю" не верят. Ещё в конце XIX века было высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород с миссионерской миссией.
    Собор монастыря строился и расписывался под личным руководством самого Антония. Летопись говорит, что в 1117 году "заложи церковь камяну", в 1119 – "свершена бысть черкы Антонова", в 1125 – "испьсаша божницю Антонову".
    Древний собор дошёл до нас полностью и представляет собой 6-столпный храм с 3-мя равновысокими апсидами, хорами и нартексами. Собор увенчан центральной главой и двумя главами меньшего размера. Этот архитектурный тип, вплоть до ассиметричного триглавия, повторяет княжеские соборы первой четверти XII века – Николо-Дворищенский и Георгиевский Юрьева монастыря. Из-за этого долгое время авторство собора приписывалось мастеру Петру, которого летопись называет зодчим Георгиевского собора.
    Но архитектурно-реставрационные исследования Г.М.Штендера и А.М.Комеча в 80-х годах прошлого века поставили крест на этой версии – собор строился в два этапа, с изменениями проекта по ходу строительства, и содержит многие типично-новгородские черты, не характерные для княжеских соборов. В особенностях алтарной преграды видят прообраз высокого русского иконостаса, а башня собора – первый известный пример колокольни в русской архитектуре.
    Собор на протяжении веков не раз горел, при опричном разгроме Новгорода в 1570 году вся братия монастыря во главе с игуменом Геласием была казнена. В ходе перестроек собора на протяжении XVII века были пробиты новые окна, а старые заложены, уничтожено посводное покрытие, на старые барабаны посажены луковичные главы, с трёх сторон пристроены низкие галереи-паперти, древние хоры внутри собора уничтожены.
    Так что теперь собор выглядит снаружи довольно эклектично, даже нелепо. Внутри разнообразия не меньше. Низенькие приделы – и наос (главное пространство собора), просто потрясающий своей устремлённостью ввысь. Даже удивительно, что снаружи собор не производит впечатление настолько высокого. Бездушные росписи XIX в. (стиль – "вульгарный классицизм") и удивительные фрески XII в., своеобразие и уникальность которых среди всех сохранившихся восточно-христианских росписей вызывает массу споров искусствоведов. В.Н.Лазарев видел в них романские следы, находя аналогии в росписях Санта Кроче ин Джерузалиме в Риме (1144 год). Но современные учёные больше склоняются к местным корням, хотя не исключают, что роспись выполнялась киевскими мастерами.
    Росписи собора в ходе его капитального ремонта 1837-1838 года постигла трагическая судьба – они были безжалостно сбиты со стен и заменены новой живописью, как писал епископ Дмитрий в 1898 году "весьма неподходящей для древнего храма". Имя этого новгородского Герострата, уничтожившего и фрески Николо-Дворищенского собора – Герасим Веригин.


    И нечего было бы изучать современным учёным, если бы не немцы. Собор Рождества Богородицы – единственный новгородских памятник, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрётший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами века XIX. В 80-90-е годах XX века под руководством Л.Е.Красноречьева, а затем Г.М.Штендера была проведена комплексная реставрация собора, к тому времени находившегося в аварийном состоянии.
    Монастырь был упразднён в 1918 году и ныне собор является одним из филиалов Новгородского музея-заповедника. Открыт с 10:00 до 17:00, выходные – понедельник и первая среда месяца. Входная плата – 35 рублей + 50 рублей за фотографирование.
    Тяжёлая дверь ведёт в западный придел, построенный в конце XVI века, где среди нескольких камней можно отыскать тот самый камень Антония (под фреской Св.Никиты). Стоит приглядеться и к полу – выложен он могильными плитами.


    В южном приделе 1671 года постройки находится музейная экспозиция по истории монастыря, а также фрески XVIII века, иллюстрирующие историю Антония.


    Из обоих приделов широкие проходные арки ведут в наос, производящий и сейчас потрясающее впечатление. Особо стоит приглядеться к фрескам на западных гранях северо-восточного и юго-восточного столбов у алтаря (хотя это и трудно из-за высоты, на которой они находятся, и скудного освещения). Соответственно сверху – архангел Гавриил и Богоматерь на Благовещении, снизу – святые целители Иоанн, Кир, Флор и Лавр. Суровость и аскетизм в страстных взорах святых, простота в сочетание с экспрессией – думаю, на новгородцев XII в., когда эти фрески заливал яркий солнечный свет из позднее закрытых многочисленных окон, производили просто потрясающее впечатление.


    Помимо собора, кое-что есть и за его стенами.


    Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. Просто походить среди них, пытаясь прочесть уже трудно различимые буквы длинных эпитафий. Например, статского советника, скончавшегося в 1893 г.


    А напротив собора имеется Сретенская церковь с монастырской трапезной, построенная в 1533-1536 гг. и перестроенная в XIX веке. У её входа тусуется новгородское студенчество – там вроде какая-та точка общепита или вроде того.

    Рождество-Богородицкий Антониев монастырь, 2 класса, в Новгороде, на берегу реки Волхова. Основан преподобным Антонием Римлянином (см. 3 августа). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен преподобным Антонием, освящен в 1119 году и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 году, открыто почивают мощи преподобного Антония и под спудом почивают мощи святых 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей монастыря относится: колокол (весом в 1 пуд 10 фунтов) и 6 мазоичных икон XII века, каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую преподобный Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие преподобному Антонию. В память открытия мощей преподобного Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии святые мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



    На живописном берегу реки Волхов расположился один из древнейших новгородских монастырей - Антониев. История основания этой обители преподобным Антонием Римлянином в самом начале ХII столетия настолько любопытна, что не будет лишним её упомянуть. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. В 17 лет юноша осиротел, принял постриг в одном из небольших скитов, где прожил около двадцати лет. Перед этим он отдал часть своего наследства нищим, а другую часть положил в бочку и пустил на волю волн. Когда гонения со стороны латинян вынудили монахов разойтись из скита и скрываться, подвижник избрал для себя пустынное место на берегу моря, где проводил всё время в посте и молитве. Однажды на море поднялась буря, оторвавшая от берега кусок скалы, на которой находился преподобный. Спустя несколько дней, под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень этот (кстати, и сегодня пребывающий на паперти Богородице-Рождественского собора) с совершенно невредимым "путешественником" остановился близ Новгорода. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Но этим чудеса не кончились. Спустя год новгородские рыбаки выловили из Волхова бочку с наследством преподобного, некогда брошенную им в море. Так у святого появились деньги на благоустройство обители. Скончался он 3 августа 1147 года, а канонизирован был в 1597 году.

    В 1119 году завершилось строительство собора Рождества Богородицы, заложенного двумя годами ранее преподобным Антонием. Возможно, его автором был легендарный мастер Пётр, построивший Георгиевский собор Юрьева монастыря. Соборный храм необычен - помимо центральной главы, он снабжён ещё двумя главами: одна из них венчает башню с лестницей на хоры у северо-западного угла основного здания, другая поставлена над юго-западным угловым членением. Первоначальный вид храма довольно сильно искажён познейшими перестройками. Фасады собора ныне "зияют" огромными окнами, совершенно не характерными для древнего новгородского зодчества, сама церковь с трёх сторон обрамлена папертью, которой изначально не было. В 1898 году в храме Рождества Богородицы под штукатуркой исследователи обнаружили древние фрески, выполненные в 1125 году. Их выявление велось в 1923, 1927 и 1944 годах - ныне все уцелевшие фрагменты открыты и расчищены. Кроме соборного храма, сохранилась монастырская церковь Сретения Господня, возведённая в 1530-х годах. Подобно многим современным ей новгородским церквам, она являет причудливое сочетание традиционных новгородских и московских черт. Кроме того, на территории обители имеется ещё несколько зданий ХVII-ХIХ веков постройки, в том числе здание семинарии, действовавшей с 1740 года. В 1918 году она была упразднена большевиками, а в 1920 году новые власти закрыли и сам Антониев монастырь. Ныне его территория входит в состав Новгородского музея-заповедника. Богородице-Рождественский собор музеефицирован и открыт для посещения.

    Великий Новгород

    щелкните по карте, чтобы ее увеличить

    Всякого, кто посещает новгородский Антониев монастырь, не оставит равнодушным главный храм — собор Рождества Богородицы .

    Это один из старейших каменных храмов, сохранившихся в пределах Новгорода. При этом, это был первый храм, построенный не князем и не епископом, а «всего лишь» местным игуменом. Этим человеком был знаменитый Антоний Римлянин . Его позднее житие, написанное в XVI в., повествует, что он был иноземцем по происхождению и в Новгород прибыл из самого Рима, по воде на камне. Камень уткнулся в правый берег реки, ниже тогдашнего города, где потом и возникла обитель. Но в более ранних источниках такой информации не содержится. Не исключено, что это все поздние легенды.

    При этом, как сообщает Новгородская I летопись, «В то же лЂто игуменъ АнтонЂи заложи церковь камену святыя Богородица манастырь ». Это известие помещено между сообщением о мартовском посажении в Новгороде князем Всеволода Мстиславича и известии о произошедшей в декабре смерти посадника. При этом, формулировка летописи позволяет допустить, что и монастырь был тоже заложен тогда же, одновременно со строительством его первого и главного храма.

    В 1119 году храм был окончен. Это было большое для Руси того времени каменное сооружение, хотя он несколько уступал по объему прочим каменным храмам города и предместий тех лет — Николо-дворищенской церкви, Геогриевскому собору Юрьева монастыря и Благовещенской городищенской церкви. Между 1119 и 1122 г, как предполагают искусствоведы, - был второй этап строительства собора — пристройка предела западной стороны и лестничной башни с северо-западного угла. Этим и объяснятся наличие у собора трех асимметрично расположенных глав — центральной и две угловых по углам главного, обращенного к реке, фасада. На одной из площадок лестничной башни находится маленькая ниша — келья, в которой монахи, воодушевленные суровыми идеями пришедшего из Византийской империи течения столпничества — часами сидели скорчившись, презрев комфорт и молились Богу. Путь к Богу, по мнению стопников, лежал через лишения и отрешенность от обычного бытия.

    В 1125 году собор был расписан. Некоторые фрагменты росписей, посвященных Рождению Христа, и изображающих Свв. целителей Флора и Лавра, сохранились до нашего времени.

    В 1136 г. один из монастырских иноков — Кирик-новгородец — составил свой знаменитый научный труд о числах и в нем указал, что он «Антоновъ Кикик диакон, деместник церкви стыя Бца » - то есть, диакон и регент хора главного монастырского храма Рождества Богородицы.

    В 1147 г. Антоний Римлянин умер, передав игуменство Андрею. Могила Антония находится в храме. В этом же храме можно увидеть и камень, на котором по преданию приплыл святой. Камень был обретен лишь в середине XVI в тогдашним игуменом Вениамином и торжественно вставлен в наружную стену собора. Тогда же было написано похвальное слово Антонию, которого к концу столетия и вовсе официально в Москве признали святым. Это заставляет поставить вопрос о подлинности реликвии — а имел ли он вообще отношение к основателю монастыря и не был был ли он «найден» лишь 400 лет спустя, чтобы прославить обитель и ее основателя.

    На Руси бывали более чем странные "чудеса", возможно, уступающие Туринской плащанице, но тоже преследовавшие определенные цели. В XV в., когда жестко присоединялось к Москве Ярославское княжество, там стали происходить чудеса мощей местных святых князей, уже тогда вызвавшие полемику среди русского высокого духовенства. А в том же Новгороде практически в те же годы, когда новгородские шильники-бандиты напали на людей гостившего в городе великого князя Василия Темного, произошло чудо мощей новгородского святого Варлаама Хутынского, якобы исцеливших умершего княжеского слугу. Лишь после того, как новгородцы преподнесли князю и его людям богатые дары, князь «уцеломудрился» в вере и согласился чудо это признать. Не был ли нарочитой подделкой и камень Антония?

    Тем не менее, Антоний, кем бы он не был по происхождению, и откуда бы и на чем не приплыл — был, несомненно, яркой личностью. Построенный Антонием каменный Рождественский храм — первая новгородская церковь, заложенная не князем и не епископом, на мой взгляд, является наиболее важным памятником своему основателю.

    Ныне не действующий упраздненный был основан в первые годы XII века (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода на правом берегу реки Волхов. Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.

    Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде.

    Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии. Так говорит легенда, но в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю.

    Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.

    В 1117 - 1119 гг. в Антониевом монастыре был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы , на сегодняшний день третье по древности здание в Великом Новгороде.

    Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней, не смотря на то, что собор несколько раз обновляли, а в XIX веке старые фрески за ветхостью были почти полностью сбиты со стен и заменены новой росписью.

    До наших дней в монастыре сохранилась каменная церковь Сретения с трапезной палатой. Она была построена в 1533 - 1536 гг.

    В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII в. здесь трудился Кирик - первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 г. стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию. В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

    После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.