Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Южное общество декабристов Из «Русской правды» П
  • Сечин должность сейчас. Сечин Игорь Иванович. Биография. Начало политической деятельности
  • Период феодальной раздробленности польши В каком году началась феодальная раздробленность польши
  • Толкование сна карты играть в сонниках
  • К чему может присниться стол и что он означает по сонникам
  • К чему снится Птица в Руках?
  • Енох, сын иареда. Енох, сын сифа В старообрядческой традиции

    Енох, сын иареда. Енох, сын сифа В старообрядческой традиции
    Святой праотец Енох – потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой из патриархов начиная от Адама. В Книге Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом», т.е. стремился к высшей чистоте и святости, и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24). Эти неоднозначные высказывания интерпретируются в более поздних небиблейских преданиях как указания на то, что в отличие от других патриархов Енох не умер, так как Бог взял его на небо, освободив от вызванной грехами прародителей смерти, в награду за благочестие и веру, ср. (Евр. 11:5). Согласно апокрифической «Книге Еноха», он был призван Господом для суда над падшими ангелами. Явление Еноха вместе с пророком Илией ожидается перед Вторым пришествием Христа.
    Предание о Енохе сохранилось у разных народов. Так, в городе Иконии было известно предание о царе Анаке, который жил за 300 лет до потопа (ср. продолжительность жизни Еноха на земле по Библии - 365 лет) и умолял богов помиловать род человеческий, обреченный на погибель. Енох почитается и в исламе, в Коране он упоминается как пророк.

    Еноха книга.

    Известно несколько псевдоапокрифических книг, носящих имя Еноха. Наибольшую известность получила 1 Книга Еноха, называемая обычно просто «Книга Еноха». Она упоминается и цитируется в трудах многих отцов церкви, включая Тертуллиана, Иринея, Оригена, Климента Александрийского, Иустина Философа и др.
    Еноха книга всегда признавалась Церковью апокрифическою и, очевидно, составляет творение более позднего периода времени. Замечательно, что каждая из трех важнейших религиозных эпох в истории Ветхозаветной и Новозаветной ознаменована чудесным случаем переселения на небо: так например Церкви патриархальной - в лице Еноха, Иудейской - в лице пророка Илии и Христианской - в чудесном событии Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, Совершителя нашего спасения и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, как сохранилось о том благочестивое предание в Христианской Церкви.
    В течение долгого времени о содержании книги Еноха можно было судить лишь по цитатам и отзывам. Однако в XVIII веке был открыт её полный текст на эфиопском языке, и с того времени она неоднократно издавалась как в подлиннике, так и в переводах. Книга датируется II-I веками до н. э. и представляет собой богатый источник для изучения религиозного миросозерцания иудеев той эпохи. Как видно из сравнения послания Иуды (15 и 16) и книги Еноха (I, 9), ею пользовались и раннехристианские писатели.

    Память праотца Еноха празднуется в Неделю праотцев, в воскресенье за 2 недели до праздника Рождества Христова.

    Из стихир на стиховне воскресных:

    Слава, глас 3. Германово: Праотцев собор, празднолюбцы, / приидите, псаломски да восхвалим: Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, / Авраама, Исаака и Иакова, / по законе Моисея, и Аарона, / Иисуса, Самуила и Давида, / с нимиже Исаию, Иеремию, Иезекииля, / и Даниила, и дванадесять, / купно Илию, Елиссея и вся, / Захарию, и Крестителя, и проповедавшия Христа, / жизнь и воскресение рода нашего.

    Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:

    Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

    (www.dionisy.com; dic.academic.ru; Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. арх. Никифор. 1891.; azbyka.ru; иллюстрации - pravicon.com; www.dionisy.com; www.agavaart.com).

    5:1-32 Хотя у Адама было множество сыновей и дочерей - 5:4, в родословной Адама автор сосредоточивает внимание на благочестивой линии Сифа, от которой родился Ной. Ибо дальше повествование истории человечества касается потомков Ноя.

    Интересно, что Ноя родил потомок Сифа - Ламех 5:30, и это имя встречается также у потомка Каина - 4:18. Также имя Енох встречается по роду Каина и Сифа – 4:17, 5:18

    Следует иметь ввиду, что Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку от Адама (Енох Каина был вторым от Адама 4:17), "ходил пред Богом", и "Бог взял его" -5:24, а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь "утешит нас" - 5:29.

    Почему можно точно утверждать, что речь идёт о разных Ламехе и Енохе? Потому что род Каина погиб во время потопа; род же Сифа пережил потоп.
    Можно сказать, что Бог всё- таки отомстил за убийство Авеля Каину, уничтожив всё потомство этого второго по счёту (после дьявола) человекоубийцы.

    5:1-3 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
    2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
    3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
    Адам родил Сифа и о Сифе сказано, что он - по подобию... по образу Адама был рождён. Если сам Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения: врождённую склонность непослушания Богу.

    5:4-7 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
    5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
    6 Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.
    7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.
    У Адама было множество сыновей и дочерей, но Писание сообщает о тех из них, кто сыграл ключевую роль в исполнении Божьего намерения и разъяснении истории человечества. Дети Адама - все унаследовали склонность ко греху, однако среди них встречались как отъявленные грешники типа Каина, так и склонные к принятию Божьего образа жизни. Бог, наблюдая за развитием человеческой семьи на земле, присматривал для Себя тех детей, которые были склонны более к праведности, нежели ко греху, и призывал их для Себя. А периоды жизни человеческой семьи были разными, полосы почитания Бога в ней - чередовались с упадком нравственности, что показывает филологический анализ имён патриархов

    5:8,9 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
    9 Енос жил девяносто лет и родил Каинана.
    Имя Каинан открывает тождество его значения с именем «Каина», т. е. «приобретение, владение»; и это, разумеется, не набрасывает на потомка Сифа никакой неблаговидной тени, так как и самое имя Каина, по заключенной в ней идее, было знаменательным и светлым (4:1).

    5:10-12 10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
    11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
    12 Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.
    Имя Малелеил означает: «хвала, слава Богу, или хвалящий Его, прославляющий».

    5:13-17 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей.
    14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
    15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.
    16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.
    17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
    Имя Иаред происходя от Евр глагола jarad - означающего «спускаться, нисходить», имя этого нового патриарха может указывать на него, как на
    человека, откуда-то «нисходящего, спускающегося, падающего» как в физическом смысле (нисхождении его потомков для жительства с какой-то высоты,) так и об их нравственном упадке.

    5:18-21 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
    19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
    20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
    21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
    Имя Енох указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом - на нечто новое и, в качестве начатка, посвященного Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурного господства их (выразив в постройке соименного ему первого города), Енох-сифитянин явился представителем веры, надежды и благочестия. Енох оказался одним из тех потомков Адама, которых время от времени призывал Господь для проповеди слова Божьего и вразумления человеческой семьи (Иуд.14,15)

    5:22-24 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
    23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
    24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
    Енох, хотя и жил обычной земной жизнью и имел семью с множеством детей, - в отличие от своих прародителей Адама и Евы, избрал Божий путь жизни, разоблачая нечестивцев словом Божиим и не смиряясь со злом. Ему было трудно одному противостоять всей семье человеческой, существовавшей на тот момент, и поскольку он один нёс слово Божье, можно прийти к выводу, что порок греха преобладал в потомках Адама по сравнению со стремлением к Божьей праведности.

    Бог освободил Еноха от этой жизни «белой вороны», обречённой на одиночество, в раннем для того времени возрасте –5:23 (если отталкиваться от среднего возраста 80 лет, то Енох умер в возрасте около 28 лет).

    Куда делся Енох, если Бог взял его? Попал ли он на небо?

    Согласно Библии, Енох умер, как и все остальные верующие, не получив при жизни обещанного - Евр.11:5-13.

    5 Верою Енох….. , Верою Ной….., Верою Авраам…. Верою и сама Сара …(что-то совершали)
    13 Все сии умерли в вере , не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле

    Обещано же было Еноху проведение суда над всеми нечестивыми -Иуда14,15, чего он не дождался.

    Енох не видел смерти - умер так внезапно, что не увидел процесса старения и смерти-Евр.11:5, однако на небеса не попал. Почему можно так считать? Так как прежде, чем прийти на землю в образе человеческом - Иисус пребывал в небесной сфере с Отцом –от Иоанна6:38,62 - следовательно, он имел точные знания о том, что никто из земных верных Иегове людей не появлялся на небе, по крайней мере до его прихода на землю . Иисус Христос сообщил о том, что кроме него на небо не восходил никто из умерших людей – от Иоанна3:13.

    К тому же плоть человека не приспособлена для жизни в небесной сфере –1 Кор.15:50, Псал.113:24. Для него создана земля - Ис.45:18. Подобные исследования Библии не дают основания считать, что кто-либо из умерших людей древности поселился для жизни на небе.

    Некоторых читателей смущает выражение «и не стало его потому, что Бог взял его »
    Куда взял, на небеса? Что означает «Бог взял»?

    Посмотрим, что пишет, например, Исаия о смерти праведников:
    Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются 0622 [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается 0622 от зла .
    2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис.57:1,2)

    Праведник умирает и покоится (выражение «покойник» - не случайное).
    Бог забирает праведника от зла земного миропорядка века сего - СМЕРТЬЮ, а не на небеса к Себе его забирает, как считают некоторые. Праведники покоятся на ложах своих в могилах в ожидании воскресения, ибо будет воскресение праведных и неправедных (Деян.24:15)

    Посмотрим также значение слова «восхищаются» с индексом у Стронга 0622 :
    Poa 0622
    2. принимать, забирать к себе;
    3. снимать, забирать ;
    4. губить, разрушать;
    5. убирать (к себе).
    B(ni): 1. быть собранным, собираться;

    2. быть взятым, исчезать .
    То есть, праведник взят из среды нечестивцев земли; Бог забирает праведника от зла - при помощи смерти и он исчезает из среды живущих на земле. Только и всего.

    Аналогичная картина - и в том, что произошло с Енохом:

    И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял 03947 его . (Быт.5:24)Значение слова "взял":
    03947 xql
    1. брать ;
    2. забирать , завладевать, захватывать;

    То есть, Енох, как и всякий праведник, которого Бог решил забрать от зла из среды живущих на земле, упокоился смертью.

    Определить, куда делся Енох или кто-либо ещё на самом деле несложно, если известна точка зрения Библии в принципе - о том, что всем потомкам Адама положено умереть. (Евр.9:27)
    Почему? Потому что из-за унаследованного греха Адама не было на земле ни одного праведника, кто не грешил бы, кроме Иисуса Христа
    (Римл.3:23: 5:12) Стало быть, ВСЕ без исключения Адамовы потомки, в том числе и Енох, должны пройти через возмездие за грех – через смерть
    (Римл. 6:23). Воскреснуть после смерти по гласу сына Божьего - единственная надежда для человечества (Иоанн.5:28,29)

    5:25-27 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
    26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
    27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
    Имя Ламех, помним, означает «свирепый человек, муж войны и разрушения». Для потомков Сифа слегка неподходящее имя, но, впрочем, разные по духу дети приходили в мир и по линии Сифа, если Бог вынужден был призвать Еноха для вразумления их.

    5:28-32 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
    29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь.
    30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей.
    31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.
    32 Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета.

    Имя Ной истолковано в самом библейском тексте в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Поскольку сам Ламех, судя по значению имени, не отличался благочестием - давая такое имя своему сыну, он выражал надежду на снятие проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и желал видеть своего новорожденного сына.

    Большую часть своей жизни Ной прожил в допотопную эпоху и под конец ее успел уже иметь трех сыновей- Сима, Хама и Иафета. Дети Ноя до эпохи потопа не успели сами стать родителями, не успели испортиться и развратиться, поэтому им удалось избежать печальной участи всего первобытного мира.

    Значение имён Ноя: Сим «слава»: Хам - «жар», «страсть», «горяч­ность»; Иафет - «красота», от <йафэ> - «красивый», а также «распространение», «расширение» - от глагола <пата> - «давать простор».

    Потомство Сима (семиты) населило Армению, Месопотамию, Сирию и Аравию; потомство Хама эмигрировало главным образом в Африку, и, наконец, потомки Иафета распространились по северной части Азии, в Индии, проникли в Европу и даже, вероятно, в Америку (Деян 17:26).

    Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Потомки Каина и Сифа.

    Потомки Каина и Сифа.

    Быт. 4:17–5:31

    Поколение Каина стало быстро увеличиваться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда. Увлекаясь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки. При таком направлении жизни каиниты не могли стать истинными представителями человеческого рода и, тем более, хранителями великих духовных сокровищ - первого обетования о Спасителе и связанных с ним первобытных религиозных и нравственных установлении. Поколение Каина своим грубым житейским материализмом и безбожием было только способно извратить предназначенный человечеству исторический ход развития. Этому одностороннему направлению необходим был противовес. И он действительно явился в поколении нового сына Адама - Сифа, родившегося после убийства Авеля.

    С рождения Сифа в допотопном человечестве начинается поколение людей, которое по своему духовному настроению представляло полную противоположность Каина. В поколении Каина люди поклонялись единственно материальной силе и все свои способности (до полного забвения Бога) обращали на приобретение материальных благ. В поколении Сифа, напротив, вырабатывалось и развивалось совершенно иное, более возвышенное направление жизни, которое, пробуждая в людях смиренное сознание человеческой беспомощности и греховности, оно устремляло их помыслы к Богу, давшему падшим людям надежду на избавление от греха, проклятия и смерти. Такое духовное направление жизни среди сифитов заметно проявило себя уже при сыне Сифа - Еносе: «Тогда , - говорит Бытописатель, - начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4:26). Это, конечно, не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, в которых призывается Бог. Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно, и в молитве, еще при Адаме. Выражение это означает лишь то, что теперь в поколении Сифа призвание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога в противовес поколению каинитов, которые за свое безбожие стали именоваться сынами человеческими. Высшим выразителем и представителем духовной жизни сифитов явился Енох, который «ходил перед Богом» (Быт.5:22, 24), т. е. всегда в своей жизни воплощал высоту первоначальной человеческой чистоты и святости. Вместе с тем он первый сознал, к какой бездне порочности и греховности может привести безбожие каинитов, и выступил первым проповедником и пророком, возвестившим страшный грядущий суд Божий над «нечестивыми» (Иуд. 1:15). В награду за это высокое благочестие и пламенную веру Господь живым взял его с грешной земли (Евр. 11:5).

    Поколение Сифа, будучи носителем истинной религии и связанного с нею обетования, естественно, должно было стать тем корнем, из которого должно было развиваться все «дерево человечества». В этом поколении выступают один за другим патриархи - великие представители допотопного человечества, которые, будучи крепкими духом и телом, призваны были долголетним трудом вырабатывать и сохранять духовные принципы, которые должны были лечь в основу нравственной жизни всех дальнейших поколений. Для успешного осуществления своего назначения они, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф - 912 лет; сын Сифа Енос - 905 лет; представители последующих поколений: Каинан - 910 лет, Малелеил - 895, Иаред - 962, Енох - 365, Мафусаил - 969, Лемех - 777 и Ной - 950 лет.

    Из книги Библейские смыслы [полное издание] автора Берман Борис

    VII. УРОКИ КАИНА 1 В процессе Творения, о котором повествует первая глава Книги Бытия, действует Элоким, Бог. Во второй и третьей главах, с момента объявления человеческой свободы и Пути человека, стал действовать `Гашем Элоким, Господь Бог – Тот, Кто ведет человека как

    Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

    Второй трактат великого Сифа 49.Совершенное Величие покоится в невыразимом Свете, в Истине Матери их всех и всех вас, которые - поскольку я единственный Совершенный - пришли ко мне ради Слова. Ибо я пребываю со всем Величием Духа, который - товарищ нам и нашим сородичам в

    Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

    Три стелы Сифа Откровение Досифея о трех стелах Сифа, Отца живого и непоколебимого рода, которые он (Досифей) увидел и прочел. А когда он произнес их (вслух), он запомнил их и передал их избранным в том виде, в каком они были записаны там. Много раз я вместе с силами

    Из книги Эволюция жизни. Путь от Богочеловека к человеку автора

    Братоубийство Каина 8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха,

    Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

    Суд и наказание Каина 9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? "где Авель, брат твой?" По примеру суда над падшими прародителями (3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к

    Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

    Рождение Сифа 25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин "И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф..." На место двух старших

    Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

    26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (Бога) "Енос..." Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского означает: "слабый, хилый, немощный, смертный", откуда - в качестве производного существительного: "человек",

    Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

    Глава 9 ПОТОМСТВО СИФА КАК ГАРАНТ ЖИЗНИ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. «Сверхчеловек» Ницше и потомство Каина Даже поверхностный взгляд на наше прошлое показывает, что история человечества состоит из непрерывных попыток потомства Каина, физически истребить или закабалить

    Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников Антоний

    3. Потомки Каина – тайные цари еврейского народа и будущие управители мира Тот, кто разобрался со структурой человеческой души, уже понял, что самым ценным в ней является триединое семя бессмертных духов. Это триединое семя и превращает человека в разумное существо,

    Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

    Потомки Каина 17 Каин познал свою жену, и она забеременела и родила Еноха. В то время Каин строил город и назвал его по имени своего сына Еноха. 18 У Еноха родился Ирад, у Ирада родился Мехиаил, у Мехиаила родился Метушаил, и у Метушаила родился Ламех.19 Ламех взял себе в жёны

    Из книги автора

    Потомки Каина 17 Каин познал свою жену, и она забеременела и родила Еноха. В то время Каин строил город и назвал его по имени своего сына Еноха. 18 У Еноха родился Ирад, у Ирада родился Мехиаель, у Мехиаеля родился Метушаэл, и у Метушаэла родился Ламех.19 Ламех взял себе в жены

    Из книги автора

    Енох, сын Сифа Потомки Адама через Сифа перечисляются, не считая самих Адама и Сифа, на протяжении восьми поколений. О них рассказывается несколько подробнее, чем о потомках Каина. Это так называемые допотопные патриархи.Имена родословной Сифа подозрительно похожи на

    Из книги автора

    Потомки Каина Совершенно непонятно, зачем в наших больницах женщин на сохранении и женщин, готовящихся к аборту, определяют в одну палату? Просто какой-то бред. На днях разговорился у храма с девушкой, у которой от этого было предобморочное состояние. Она изо всех сил

    Из книги автора

    8. Братоубийство Каина. 8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.“И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его…”Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка

    Из книги автора

    9. Суд и наказание Каина. 9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?“где Авель, брат твой?”По примеру суда над падшими прародителями (3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к

    Из книги автора

    25. Рождение Сифа. 25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.“И познал Адам еще жену свою… и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф…”На место двух

    Енох, сын Сифа

    Потомки Адама через Сифа перечисляются, не считая самих Адама и Сифа, на протяжении восьми поколений. О них рассказывается несколько подробнее, чем о потомках Каина. Это так называемые допотопные патриархи.

    Имена родословной Сифа подозрительно похожи на имена родословной Каина. В обеих есть Енох и Ламех, а также другие имена, если не одинаковые, то очень похожие. Возможно, обе эти родословные линии опираются на один и тот же легендарный материал, но одна линия почерпнута из кодекса J, а другая - из кодекса Р.

    Допотопные патриархи славятся своим долголетием. Некоторые из них, в том числе и сам Адам, жили около тысячи лет. Рекордсменом является Мафусаил, чье имя стало нарицательным: он дожил до 969 лет.

    Эти патриархи не могут отождествляться с какими-либо историческими персонажами, и, помимо простого упоминания в Библии, о них ничего не известно. Однако похоже, что это перечисление восходит к шумерским преданиям, в которых рассказывается о девяти или десяти царях, правивших перед потопом и проживших по несколько тысяч лет (один из них правил 65 тысяч лет). Автор 5-й главы Бытия, очевидно, использовал этот мифологический материал, однако, понимая, что столь огромные цифры вызовут недоверие, сократил возраст патриархов.

    Кстати говоря, на протяжении всего Шестикнижия авторы неуклонно уменьшали возраст главных героев, хотя даже последние из них прожили на удивление долго - более ста лет.

    Но один из ветхозаветных патриархов прожил по сравнению с другими слишком мало. Это был Енох, отец Мафусаила.

    Быт., 5: 23–24. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

    Тот факт, что Енох прожил 365 лет, в то время как его отец Иаред жил 962 года, а его сын Мафусаил - 969 лет, кажется странным. Можно ли считать совпадением, что в своем годичном движении солнце совершает полный кругооборот по небу именно за 365 дней? Возможно ли, что в стихах, относящихся к Еноху, переданы отголоски вавилонских солярных мифов?

    Что именно подразумевается, когда говорится, что Енох «ходил пред Богом и не стало его», - неясно. Но более поздние предания проясняют это место, обычно истолковывая его так: Енох был взят живым на небо в награду за благочестие.

    В период после пленения евреи верили, что Енох, находясь на небесах, увидел прошлое и будущее человечества. Между 200-м и 50 гг. до н. э. появилось несколько книг, которые, как считалось, вышли из-под пера Еноха. В них описывалось это прошлое и будущее. Эти книги относятся к жанру «религиозной фантастики», весьма распространенному во времена после пленения. (Элементы такой фантастики, как мы увидим, проникли и в Библию.)

    Книги Еноха в состав Библии не вошли, но упоминаются в Новом Завете. В Послании Иуды говорится:

    Иуд., 1: 14. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…

    Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

    Глава 6 СИФ И ЕНОХ Эта глава основана на Книге Бытие 4:25 – 6:2 Адаму был дан другой сын, который должен был стать наследником Божественного обетования и духовного первородства. Его назвали Сиф, что означает «назначенный» или «вознаграждение», ибо, говорила его мать, «Бог

    Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Потомки Каина и Сифа. Быт. 4:17–5:31Поколение Каина стало быстро увеличиваться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда. Увлекаясь

    Из книги Тайна Запада: Атлантида - Европа автора

    Из книги Тайна Запада. Атлантида – Европа автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

    Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

    Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

    Енох Наряду со священными книгами большое влияние на мироощущение иудеев в эллинистическую эпоху оказывали апокрифы (греческое слово апокриф означает нечто сокровенное, спрятанное в тайнике). Апокрифические книги не входили в священный канон и часто распространялись

    Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

    Адам и Енох Видит Адам Еноха, входящего в рай, и терзается душевным раскаянием. Вхождение Еноха укоряло Адама, изгнанного из рая. Но в том, что терзало его, он находил и уврачевание. Енох нанес ему удар тем, что вошел в рай, но Енох же и утешил его тем, что вошел в утраченное

    Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

    Второй трактат великого Сифа 49.Совершенное Величие покоится в невыразимом Свете, в Истине Матери их всех и всех вас, которые - поскольку я единственный Совершенный - пришли ко мне ради Слова. Ибо я пребываю со всем Величием Духа, который - товарищ нам и нашим сородичам в

    Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

    Три стелы Сифа Откровение Досифея о трех стелах Сифа, Отца живого и непоколебимого рода, которые он (Досифей) увидел и прочел. А когда он произнес их (вслух), он запомнил их и передал их избранным в том виде, в каком они были записаны там. Много раз я вместе с силами

    Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

    1. Енох (ст. 14, 15) Определить, о каком Енохе идет речь, не составляет труда, поскольку Иуда называет его седьмым от Адама. Он появляется в Быт. 5:21–24: «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.

    Из книги Эволюция жизни. Путь от Богочеловека к человеку автора Мальцев Николай Никифорович

    Рождение Сифа 25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин "И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф..." На место двух старших

    Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

    Глава 9 ПОТОМСТВО СИФА КАК ГАРАНТ ЖИЗНИ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. «Сверхчеловек» Ницше и потомство Каина Даже поверхностный взгляд на наше прошлое показывает, что история человечества состоит из непрерывных попыток потомства Каина, физически истребить или закабалить

    Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

    Енох, сын Каина Изгнанный Каин, по-видимому, поселился в земле Нод (невзирая на то, что подразумевалось под этим названием). Он женился, и у него появился сын: Быт., 4: 17…Я построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Возможно, это - смутное указание на древний

    Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

    Енох Автор Послания Иуды указывает также на книги Еноха, в которых содержится пророчество о предстоящем божественном наказании еретиков: Иуд., 1: 14–15. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над

    Из книги автора

    ЕНОХ Иаред, сын Малелеилов, прожив 162 года, родил Еноха. После же его рождения пребывал в чадородии восемьсот лет и родил многих сыновей и дочерей. Енох, прожив 165 лет, родил Мафусала; после же его рождения пребывал в чадородии 200 лет и родил многих сыновей и дочерей.

    Из книги автора

    25. Рождение Сифа. 25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.“И познал Адам еще жену свою… и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф…”На место двух

    Внешностью Сиф был гораздо величественнее Каина и Авеля и походил на Адама больше всех его сыновей. Своим благородством он напоминал Авеля. Однако добрых качеств он унаследовал не больше, чем Каин. Относительно сотворения Адама сказано: “по образу Божию сотворил его”, но после грехопадения человек рождал детей “по подобию своему и по образу своему”. Несмотря на то, что Адам был сотворен безгрешным, по образу Божьему, Сиф, подобно Каину, унаследовал грешную природу своих родителей. Но он также узнал об Искупителе и был наставлен в праведности. Благодатью Божьей он служил Богу и прославлял Его. Обращаясь к грешникам, как это делал бы Авель, будь он жив, Сиф учил их чтить Бога и повиноваться своему Творцу. “У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа”. Прежде верные поклонялись Богу, но по мере увеличения населения на земле разница между двумя группами людей становилась все заметнее. Одни открыто исповедовали свою преданность Богу, другие выражали презрение и не повиновались Ему.

    До грехопадения наши прародители соблюдали субботу, установленную в Едеме, и после своего изгнания оттуда продолжали святить ее. Вкусив от горьких плодов непослушания, они узнали, что всякий, попирающий заповеди Божьи, рано или поздно узнает, что Божественные установления святы и незыблемы и что наказание за их нарушение неизбежно. Суббота почиталась всеми детьми Адама, оставшимися верными Богу. Но Каин и его потомки не соблюдали этот день, в который покоился Сам Бог. Они по собственному усмотрению установили дни отдыха и работы, не считаясь с повелением Иеговы.

    Проклятый Богом Каин оставил дом своего отца. Вначале он занялся возделыванием земли и построил город, который назвал по имени своего старшего сына. Он отвернулся от лица Божьего, искоренил из души обетование о возвращении в Едем, погрузившись в поиски богатства и наслаждений на земле, проклятой за грех, и таким образом положил начало большой группе людей, поклоняющихся богу века сего. Потомки Каина достигли выдающихся успехов в делах, в обретении земных благ, но к Богу они были равнодушны и противодействовали Его намерениям относительно человека. К преступному убийству, совершенному впервые Каином, Ламех, пятый в его поколении, прибавил еще многоженство; с вызывающей надменностью он признавал Бога только из-за личной выгоды поскольку проклятие, преследующее всякого убившего убийцу, обеспечивало ему личную безопасность (см. Быт. 4:23). Авель вел кочевой образ жизни, обитая в палатке, и потомки Сифа следовали тому же примеру, почитая себя “странниками и пришельцами на земле”, стремясь “к лучшему, то есть, к небесному” (Евр.

    11:13,16).
    Некоторое время потомки Каина и Сифа жили раздельно. Каиниты, удаляясь от места своего первого поселения, рассеялись по равнинам и долинам, где обитали дети Сифа, а последние, желая избежать их пагубного влияния, ушли в горы и там раскинули свои палатки. И ведя такой обособленный образ жизни, сифиты сохраняли служение Богу во всей чистоте. Но постепенно, с течением времени они смешивались с жителями долин, что и привело к гибельным последствиям. “Тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы” (Быт. 6:2). Дети Сифа, увлеченные красотой дочерей каинитов, огорчая Господа, брали их себе в жены. Многие поклоняющиеся Богу были вовлечены в грех различными искушениями, постоянно соблазнявшими их, и утратили свою особую праведность. Смешавшись с нечестивыми, уподобились им по духу и в поступках; не считаясь с ограничениями седьмой заповеди, они “брали их себе в жены, какую кто избрал”. Дети Сифа пошли “путем Каиновым” (Иуд. 11); устремились к земным богатствам и наслаждениям и пренебрегли заповедями Божьими. Люди, познав Бога, не прославили Его, но “осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце ”. Поэтому “предал их Бог превратному уму” (Рим. 1:21,28). Грех, подобно смертельной проказе, охватил всю землю.

    Почти тысячу лет Адам жил среди людей как свидетель последствий греха. Он искренно пытался приостановить поток зла. Ему было поведено воспитывать своих потомков в истине Божьей, и он тщательно сохранял и передавал последующим поколениям то, что Бог открыл ему. Адам рассказывал своим детям и детям детей вплоть до девятого поколения о святой и счастливой жизни человека в раю. Он повторял историю своего падения, рассказывая о страданиях, на которые Господь обрек его, убеждая в необходимости точного исполнения Своего закона. Адам раскрывал перед своими потомками милосердие Бога, заботящегося об их спасении. Однако только немногие послушались его слов. Часто ему приходилось слышать горькие упреки за совершенный грех, который принес столько горя его потомкам.

    Жизнь Адама была исполнена скорби, смирения и раскаяния. После изгнания из Едема мысль о смерти приводила его в ужас. Он первым из людей соприкоснулся с реальностью смерти, когда его первородный сын Каин стал убийцей своего брата. Снедаемый сильнейшими угрызениями совести за свой грех и глубоко потрясенный смертью Авеля и отвержением Каина, Адам испытывал жесточайшие страдания. Он видел, что развращенность людей все увеличивается и в конце концов приведет мир к потопу; хотя вначале смертный приговор, вынесенный ему Творцом, казался слишком страшным, но потом, наблюдая в течение тысячелетия последствия греха, он понял, что со стороны Бога было милостью положить конец жизни, исполненной страдания и скорби.

    Несмотря на беззаконие допотопного мира, то время не было эпохой невежества и первобытности, как часто предполагают. Люди имели блестящие возможности достигнуть наивысшей ступени нравственного и умственного развития. Они обладали недюжинной физической силой и незаурядным умом. Возможности обретения духовных и научных знаний были беспредельны. Неправильно было бы думать, что если люди того времени так долго жили, то их умственное взросление наступало позже. Их интеллектуальные способности развивались рано, и те, кто боялся Бога и жил согласно Его воле, возрастали в познании и мудрости на протяжении всей своей жизни. Если бы можно было сопоставить прославленных ученых нашего времени с их сверстниками допотопного мира, какими ничтожными показались бы они по сравнению с ними в умственном и физическом отношении. С сокращением жизни человека снижались его физические силы и умственные способности. Есть люди, которые учатся от двадцати до пятидесяти лет своей жизни, и мир изумляется их успехам; но какими ограниченными покажутся их знания по сравнению со знаниями тех, чьи способности развивались на протяжении столетий!

    Справедливо, что наши современники получили преимущества благодаря Достижениям своих предшественников. Люди выдающегося ума, которые исследовали, изобретали и писали, оставляли свое наследие последователям. Однако преимущества людей древнего мира были несравненно больше. Среди них на протяжении столетий жил тот, кто был сотворен по образу Божьему, о ком Сам Бог сказал “весьма хорошо”, – человек, которого Бог наставил всей мудрости этого мира. Адам узнал от Творца историю творения; он собственными глазами видел события, развертывавшиеся в течение девяти столетий, и передавал свои познания грядущим поколениям. Допотопные люди не имели письменности и, следовательно, книг, но обладали огромными способностями, прекрасной памятью и безошибочно передавали свои познания потомкам. В течение столетий одновременно жили семь поколений, которые имели возможность делиться своей ученостью и опытом.

    Люди того времени обладали неповторимыми преимуществами приобрести Божественные познания через Его творение, равного которому не было. То время было временем великого света, а не религиозной тьмы. Весь мир имел возможность познать истину от Адама, а жившие в страхе Божьем, кроме этого, учились у Иисуса Христа и Его ангелов. На протяжении многих столетий перед их глазами находился немой свидетель истины – сад Божий. У врат рая, охраняемых херувимами, являлась слава Божья, и туда приходили молящиеся. Здесь они воздвигали алтари и приносили жертвы. Здесь совершали жертвоприношения Каин и Авель, и Бог сошел с небес, чтобы общаться с ними.

    Скептики не могли отрицать существование Едема, пока он находился на виду у всех и вход его охранялся ангелами. Последовательность сотворения, сад, история двух деревьев, так тесно связанная с судьбой человека, – все это являлось неоспоримым фактом. Пока Адам был жив, мало кто пытался оспаривать бытие Бога, Его верховную власть и требования Его закона.

    Несмотря на умножающееся беззаконие, в то время существовала династия святых мужей – они, облагороженные и вдохновленные общением с Богом, жили на земле, словно на Небе. Они обладали могучей силой разума и удивительными знаниями. Перед ними стояла великая и святая цель – сформировать в себе праведный характер и оставить пример благочестия не только своим современникам, но и всем грядущим поколениям. На страницах Священного Писания упоминаются имена только немногих, самых выдающихся из них; но на протяжении всех веков Бог имел таких верных свидетелей, искренних приверженцев.

    О Енохе говорится, что он жил шестьдесят пять лет и родил сына. После этого он ходил с Богом триста лет. Уже в раннем периоде своей жизни Енох любил Бога, боялся Его и соблюдал Его заповеди. Он принадлежал к династии тех святых мужей, которые сохраняли истинную веру и являлись прародителями обетованного семени. Из уст Адама Енох узнал о мрачной истории грехопадения, а также радостную весть об обетовании Божьем, и он положился на грядущего Искупителя. Но рождение первенца принесло Еноху глубочайшие переживания; он еще теснее сблизился с Богом. Как дитя Божье он еще глубже осознал свои обязанности и ответственность. Наблюдая привязанность ребенка к себе, его простодушную веру в могущество отца и сам испытывая глубокую нежность к своему первенцу, Енох понял чудесную любовь Бога к людям, даровавшего им Своего Сына, и научился доверию, с каким дети Божьи должны относиться к Небесному Отцу. Безграничная, непостижимая любовь Божья, проявленная в Иисусе Христе, стала предметом его непрерывных размышлений, и со всей пылкостью души он стремился проявить ту же любовь к окружающим.

    “Енох ходил пред Богом” не в состоянии экстаза или видения, но во всех повседневных обязанностях своей жизни. Он не стал отшельником, не ушел от людей, потому что должен был в мире трудиться для Бога. И в своей семье, и в обществе он был стойким, непоколебимым слугой Божьим.

    Его сердце гармонично откликалось на волю Божью, ибо “пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?” (Ам. 3:3). И этот святой союз длился триста лет. Найдется мало христиан, которые не сделались бы гораздо серьезнее и посвященнее, если бы знали час своей смерти и близкое время пришествия Христа. Вера же Еноха становилась все тверже, а любовь – крепче даже с течением столетий.

    Енох обладал сильным, незаурядным умом и обширными познаниями. Он был удостоен особенных откровений от Бога. Но несмотря на свое беспрерывное общение с Небом и никогда не оставлявшее его чувство Божественного величия и совершенства, он был самым смиренным человеком на земле. Чем теснее становилась его связь с Богом, тем глубже он проникался сознанием собственного несовершенства и слабости.

    Подавленный растущим беззаконием богоотступников и опасаясь, чтобы их неверие не ослабило его благоговейного отношения к Богу, Енох избегал постоянного общения с людьми и много времени проводил в одиночестве, предаваясь размышлению и молитве. Так Енох полагался на Бога, стремясь все глубже познать Его волю, которую надлежало исполнить. Для него молитва была дыханием жизни, он жил в атмосфере самого Неба.

    Через святых ангелов Бог поведал Еноху свое намерение уничтожить мир потопом, а также открыл ему более полно план искупления. С помощью духа пророчества Он показал ему все грядущие поколения после потопа и великие события, связанные со Вторым пришествием Христа в конце времен.

    Еноха волновал вопрос относительно мертвых. Ему казалось раньше, что и праведник, и нечестивец сойдут в могилу, и на этом окончится все. Он не мог постичь того, что ожидает за чертой смерти. Ему было дано пророческое видение относительно смерти Христа, он увидел Его пришествие во славе, с тьмами всех святых ангелов для освобождения своего народа из могил. Он также видел развращенное состояние мира перед Вторым пришествием Христа, видел хвастливое, своенравное, самонадеянное поколение людей, отвергающих единого Бога и Господа Иисуса Христа, попирающих ногами Его закон и отвергающих Его спасение. Он видел праведников, увенчанных славой и честью, а беззаконников, бегущих от присутствия Господа, – уничтожаемых огнем.

    Енох стал проповедником праведности, рассказывая людям о том, что Бог открыл ему. Жившие в страхе Божьем искали общения с этим святым мужем, чтобы выслушать его наставления и помолиться вместе с ним. Он проповедовал Божью весть всем, кто стремился принять слова предостережения. Он проповедовал не только сифитам. В земле, куда убежал Каин, чтобы скрыться от лица Господнего, пророк Божий рассказывал о чудесных событиях, прошедших перед ним в видении. “Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие” (Иуд. 14,15).

    Он был бесстрашным обличителем греха. Проповедуя любовь Божью, открытую во Христе, своим современникам и умоляя их оставить пути порока, Енох порицал умножающееся беззаконие и предостерегал, что суд Божий не замедлит совершиться над нечестивыми. Дух Иисуса вещал устами Еноха. Этот дух проявляется не только в словах любви, сострадания и мольбы – святые мужи призваны говорить не только приятное. Бог влагает в уста и сердца Своих вестников и истины, сокрушающие подобно обоюдоострому мечу.

    Слушающие Еноха чувствовали силу Божью, действовавшую в Его слуге. Некоторые приняли его предостережения и оставили прежний греховный образ жизни, но большинство глумились над грозной вестью и с еще большим упорством продолжали идти по пути зла. В последние дни слуги Божьи будут провозглашать подобную весть, которую отвергнут с тем же неверием и глумлением. Допотопный мир отринул слова и предостережения того, кто ходил с Богом. Так и последнее поколение легкомысленно отнесется к предостережениям вестников Божьих.

    Неустанно проповедуя, Енох ни на шаг не терял связь с Богом. Чем тяжелее и неотложнее были его труды, тем искреннее и настойчивее были его молитвы. Порой он порывал всякое общение с людьми. Потом, оставаясь некоторое время среди людей, наставлял их, помогая им словом и примером, и снова удалялся, чтобы в одиночестве почувствовать и утолить жажду тех Божественных истин, дать которые может только Он один. Пребывая в таком общении с Богом, Енох все больше и больше уподоблялся Господу. Его лицо светилось тем святым светом, который сияет на лице Иисуса. После того как он общался с Богом, даже беззаконники с благоговейным страхом смотрели на его лицо, на котором покоилась печать Неба.

    Беззаконие мира достигло такого предела, что гибель его была предопределена. Проходили годы, поток человеческих преступлений ширился, и все мрачней и мрачней сгущались тучи Божественного мщения. Однако Енох, свидетель веры, неутомимо шел вперед по избранному пути, предостерегая, моля, уговаривая, стремясь всеми силами сдержать поток преступлений и стрелы возмездия. Хотя его предостережения и были отвергнуты грешным, легкомысленным народом, но, ободряемый Господом, он продолжал преданно бороться с умножающимся злом, пока Бог не взял его с грешной земли в святые обители Неба.

    Современники Еноха считали этого человека безумным, ибо он и не помышлял о золоте, серебре и других драгоценностях здесь, на земле. Сердце Еноха стремилось к вечным сокровищам. Он взирал на небесный град. Он видел Царя во славе, восседающего посреди Сиона. Его разум, сердце, все его помышления принадлежали Небу. Чем больше распространялось нечестие, тем сердечнее стремился он в дом Отца. Еще будучи на земле, Енох верой уже обитал в обителях света.

    “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф.5:8), На протяжении трехсот лет Енох стремился к душевной чистоте, чтобы быть в гармонии с Небом. Он ходил с Господом в течение трех столетий. Изо дня в день он стремился все к более тесному единению с Богом: все более и более близким становилось общение, пока Бог не взял его к Себе. Он стоял на пороге вечности, только один шаг отделял его от обетованной земли, и вот ворота отворились, и тот, кто постоянно ходил с Богом на земле, первым из людей вошел во святой град.

    Отсутствие Еноха остро ощущалось на земле. Голос, который каждый день предостерегал и наставлял, умолк. Некоторые из верующих, а также и беззаконники, заметив его отсутствие, думали, что он, по обыкновению, уединился. Друзья Еноха потом долго и старательно разыскивали его, подобно тому как ученики искали Илию, но все было напрасно. Потом они рассказывали другим, что его нигде не оказалось, ибо Бог взял его к Себе.

    Вознесением Еноха на Небо Бог желал преподать людям важный урок. Существовала опасность, что люди, видя ужасные последствия грехопадения Адама, впадут в безысходное отчаяние. Многие готовы были воскликнуть: “Что пользы от того, что мы живем в страхе Божьем, соблюдаем Его заповеди?! Все равно ужасное проклятие тяжелым бременем лежит на человечестве, и смерть является уделом для всех”. Но истины, открытые Богом Адаму, а затем переданные Сифом и воплощенные в жизни Енохом, рассеяли мрак и тьму и дали людям надежду, что как через Адама смерть вошла в мир, так и через обетованного Искупителя придут жизнь и бессмертие. Сатана пытался внушить людям, что непорочная жизнь не вознаграждается, а грех не наказывается, и что вообще человеку невозможно соблюсти Божественные установления. Но в случае с Енохом Бог утверждает, что “Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11:6). Господь показал, что Он сделает для тех, кто соблюдает Его заповеди. Таким образом, человек в состоянии повиноваться Закону Божьему; даже живя среди греховного развращенного мира, благодатью Божьей люди могут противостоять искушениям и стать святыми и непорочными. На примере Еноха они увидели благословенность подобной жизни; его вознесение явилось для них доказательством истинности его пророчества относительно будущего: для исполняющих волю Божью – увенчанного славой и радостью вечной жизни, а для противящихся Ему – несущего горе, осуждение и смерть.

    “Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу” (Евр. 11:5). В обреченном на погибель мире Енох жил в таком близком общении с Богом, что ему не было позволено оказаться во власти смерти. Благочестивая натура этого пророка олицетворяет собой святость жизни “искупленных от земли” (Откр.14:3) во время Второго пришествия Христа. Как и перед потопом, в мире будет умножаться беззаконие. Следуя влечениям своего испорченного сердца и обманчивой мудрости мира сего, люди восстанут против власти Неба. Но, подобно Еноху, дети Божьи будут стремиться к чистоте сердца и исполнению Его воли, дабы их жизнь уподобилась Христовой. Как и Енох, они будут проповедовать миру о Втором пришествии Христа, о судах, которые постигнут грешников. Собственным примером, святостью своих слов они осудят грехи беззаконников. Как Еноха взяли на небеса перед потопом, уничтожившим мир, так и живые праведники будут взяты с земли перед уничтожением ее огнем. Апостол говорит: “Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе”. “Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на Воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами” (1 Кор. 15:51, 52; I Фес. 4:16–18).