Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Знаки завершения разделения выделения таблица примеры
  • Способы классификации и состав гигиенических, лечебно-профилактических и противовоспалительных зубных паст
  • Александр Степанович Грин (Гриневский)
  • Изобразительно-выразительные средства русского языка Выразительные средства языка спит земля в сиянье
  • Душевный мужчин modules php name
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Списание пени по контракту в году. Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту

    Списание пени по контракту в году. Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту

    Понимается денежная компенсация, которую обязан заплатить поставщик, нарушивший условия и обязательства по контракту, в качестве возмещения убытков.

    Если заказчик выявил нарушения в ходе исполнения контрактных требований или же поставщик вовсе не исполнил надлежащие условия по договору, начисляется неустойка.

    Если же исполнитель докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств произошло не по его вине или из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, то он будет освобожден от уплаты компенсации .

    Если все же штрафные санкции в отношении поставщика были приняты и неустойка была начислена, то, согласно , начисленные исполнителю, но не списанные организацией-заказчиком суммы взысканий, образовавшиеся на основании ненадлежащего исполнения в 2015-2016 гг. условий по контракту, подлежат списанию. Его порядок в 2019 году устанавливает Правительство РФ посредством Постановления Правительства № 783 от 04.07.2018.

    Согласно п. 2 Правил (ПП РФ № 783), списание начисленных заказчиком и неоплаченных взысканий производится для тех контрактов, по которым поставщик отчитался перед заказчиком в полной мере, то есть надлежаще исполнил все указанные в договоре обязательства. Исключением являются контракты, по которым в 2015-2016 годах были подписаны относительно сроков исполнения, объемов поставки, цен товаров, работ, услуг или стоимости одной единицы ТРУ.

    Скачать Постановление № 783 от 04.07.2018

    Порядок списания неустойки

    Перед тем, как убрать взыскания заказчик в обязательном порядке проводит с исполнителем контракта сверку по неуплаченным возмещениям.

    Если поставщик не подтверждает наличие задолженности, то организация-заказчик не вправе принимать решение о списании.

    Погашение взысканий осуществляется в следующих случаях:

    1. Когда общая сумма начисленных заказчиком и неуплаченных неустоек не превышает 5 % от цены контракта. Основанием для невзыскания является выполнение поставщиком контрактных обязательств в 2015-2016 гг. в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами
    2. Когда общая сумма задолженности составляет от 5 до 20 % цены контракта. При этом исполнитель должен был погасить половину указанной суммы в срок до 01.01.2017. Соответственно, списываются оставшиеся 50 % начисленных сумм возмещений. Основание — подтверждение зачисления средств на счета организации-заказчика.

    В том случае, если исполнитель подтверждает свою задолженность и у заказчика присутствуют все документальные основания для проведения процедуры списания, то представителям организации заказчика надлежит принять решение о погашении задолженности в десятидневный период с момента произведения сверки взаиморасчетов с поставщиком.

    Для этого создается специальная комиссия по поступлению и выбытию активов. Решение о невзыскании неустойки формируется в полном соответствии со сведениями и документацией, включенными в

    Принятое решение закрепляется внутренними распорядительными документами — приказом или распоряжением.

    Далее заказчику необходимо в письменной форме уведомить поставщика о принятом решении и о величине списания возмещения в период, не превышающий 20 дней с момента принятия такого решения. Форма уведомления находится в Приложении к ПП РФ № 783 от 04.07.2018.

    Суммы неустоек (пеней, штрафов), начисленных поставщику (исполнителю, подрядчику), но не списанные заказчиком по причине неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных контрактом обязательств в 2015 и/или 2016 годах, подлежат списанию на основании . Правила списания указанных сумм подробно изложены в тексте Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 № 783 . Давайте выясним, как правильно оформить списание неустоек.

    Списание неустоек – с чего все началось

    Государственный (муниципальный) контракт – это договор, который заключался государственным или муниципальным заказчиком с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный), муниципального образования (муниципальный) (ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Контракт может быть заключен:

    • в письменной форме (по общему правилу);
    • в устной форме, при соблюдении условий и порядков, установленных Гражданским кодексом РФ, и только в случаях, установленных положениями п. 4, 15, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ .

    Контракт может быть заключен на условиях, которые предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ):

    • извещением о проведении закупки;
    • приглашением принять участие в выборе исполнителя, подрядчика, поставщика;
    • заявкой;
    • документацией о закупке;
    • окончательным предложением участника закупки, в которым решено было заключить контракт.

    В контракте в обязательном порядке должны быть приведены условия осуществления закупки, поименованные в тексте Федерального закона № 44-ФЗ . В частности, в контракте должно содержаться условие об ответственности поставщика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение прописанных в контракте обязательств. Так. Поставщик, исполнитель или подрядчик имеют право потребовать от заказчика уплаты неустойки (пени, штрафа) в случае, если последний просрочил исполнение своих обязательств, оговоренных в контракте (или исполнил обязательства ненадлежащим образом) (ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

    Неустойка (пеня, штраф) – денежная сумма (установленная договором или законом), которую уплатит кредитор при просрочке исполнения своих обязательств, а также в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) оговоренных в контракте обязательств. Необходимо помнить о следующих моментах:

    • Согласно указаниям ст. 331 ГК РФ , соглашение о неустойке оформляется в письменном виде, в противном случае оно признается недействительным.
    • Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ , кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков по требованию об уплате неустойки.

    До 9 сентября 2017 года величина неустойки устанавливалась на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 .

    Важно! С 9 сентября 2017 года размер неустойки должен рассчитываться в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

    До 1 января 2017 года в качестве антикризисной меры было предусмотрено, что в 2015-2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (пеней, штрафов) и/или списывает начисленные суммы в случаях, установленных Правительством РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»).

    Правительство РФ предписывало производить списание неустоек в порядке, установленном Минфином РФ, в отношении принятых к учету задолженностей поставщика, вне зависимости от срока ее возникновения (Постановление от 14.03.2016 № 190 – утратило силу 1 января 2017 года).

    Чтобы у заказчиков появилась возможность произвести списание неустоек (долгов по государственным и муниципальным контрактам), появившихся в 2015-2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вступившей в силу 4 апреля 2019 года) закреплено, что суммы неустоек подлежат списанию в порядке и в случаях, установленных Правительством РФ (т.е. по Правилам № 783).

    В каком порядке осуществляется списание неустоек

    Списать неустойки, которые были начислены, но не были уплачены, разрешается в том случае, если речь идет о контрактах, обязательства по которым исполнены в полной мере, но за исключением контрактов, по которым условия о сроке исполнения контракта (цене контракта, стоимости единицы товара, количестве товаров, объеме услуг и работ) были изменены по соглашению сторон в 2015-2016 годах (п. 2 Правил № 783). Согласно ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ (утратила силу), в 2015-2016 годах менять условия контрактов было позволительно.

    Важно! Произвести списание неустоек (пеней. штрафов) разрешается только в том случае, если они не оспариваются исполнителем, подрядчиком или поставщиком.

    1. Если общая сумма неустоек (пеней, штрафов) оказывается больше чем 5% цены контракта (но не превышает 20%), заказчику позволительно списать 50% сумм неустоек, если 50% таких сумм были уплачены до 1 января 2017 года.
    2. Если сумма неустоек оказывается не более 5% от цены контракта, заказчик может их полностью списать.

    Основанием для принятия решения о списании неустоек (пени, штрафа) может стать:

    Сумма неустоек Основания для списания
    Общая сумма неустоек оказывается больше 5%, но не более 20% цены контракта
    • Исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015-2016 году;
    • наличие акта приема или другого документа;
    • сведения администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек в бюджет (если неуплаченная сумма возникла перед государственным заказчиком) (если заказчик не является администратором доходов бюджета, сведения о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек направляется заказчику администратором доходов);
    • сведения о зачислении средств на счет заказчика или автономного учреждения от поставщика.
    Общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта
    • Исполнение поставщиком обязательств (кроме гарантийных) по контракту в полном объеме в 2-15-2016 году;
    • наличие акта приема или иного документа, подтверждающего этот факт.

    Решение о списании принимается специальной комиссией по поступлению и выбытию активов, после чего оформляется приказом (распоряжением) заказчика. Решение оформляется в течение 10 дней с момента проведения сверки расчетов с поставщиком. В приказе при этом должна содержаться следующая информация:

    • название, фирменное наименование, место нахождения (для организаций);
    • ФИО, место регистрации (для физического лица);
    • ИНН поставщика (аналог ИНН поставщика – для иностранного лица);
    • КПП поставщика (или ИНН физического лица);
    • информация о сумме неустойки, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
    • установленные в п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обязательные реквизиты первичных документов;
    • дата принятия решения о списании неутоек;
    • подписи всех членов комиссии.

    Списание неустоек производится в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о списании. Если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, он не позднее 3 рабочих дней после списания сумм должен направить администратору доходов сведения о произошедшем списании. При этом необходимо сообщить списанную сумму, код классификации доходов бюджета бюджетной системы РФ. В течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о списании неустоек контрагенту направляется уведомление о списании задолженности с указанием ее размера.

    8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января).

    9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Уведомление N _____
    о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году

    от "__" ________ 20__ г.

    Наименование заказчика

    (полное наименование)

    Наименование организационно-правовой формы заказчика

    (сокращенное наименование)

    дата постановки на учет

    нахождения заказчика

    Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя)

    (полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)

    Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя)

    (сокращенное наименование юридического лица)

    дата постановки на учет

    Неисполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту может стать основанием для начисления неустойки по 44-ФЗ.

    Ситуация для подрядчика неприятная и ему может потребоваться помощь юриста по 44-ФЗ. Если вы уже столкнулись с требованием заказчика выплатить неустойку, то вам полезно будет узнать, какие меры можно предпринять, чтобы избежать взыскания пени полностью или уменьшить неустойку.

    Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика

    Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение договора подряда может выражаться в начислении неустойки.

    Ответственность может наступить, если подрядчик:

    • просрочит исполнение обязательства по контракту (в том числе и гарантийного обязательства);
    • допустит иные нарушения условий контракта.

    Неустойка по 44-ФЗ делится на следующие виды взысканий:

    • пени;
    • штраф.

    Пени по 44-ФЗ заказчик может взыскать с подрядчика, если последний просрочил исполнение обязательства. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки. Конкретный размер пени устанавливается в контракте с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

    Штраф по 44-ФЗ необходимо уплатить, если подрядчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту. Размер штрафа отражается в контракте в виде фиксированной суммы с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

    Так, штраф за нарушения по контракту (исключение просрочка) будет составлять:

    • 10% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей;
    • 5% от общей суммы по контракту — для контрактов стоимостью от 3 до 50 млн. рублей;
    • 1% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью от 50 до 100 млн. рублей;
    • 0,5% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей.

    Принципиальное отличие пени от штрафа по 44-ФЗ заключается в том, что пени начисляются, если подрядчик нарушил сроки исполнения обязательства, например, не вовремя сдал работы. Тогда как штраф может применяться за нарушения, не связанные с просрочкой, например, подрядчик обязан был предоставить заказчику какую-либо информацию, но не сделал этого.

    Поэтому, если за одно и тоже нарушение по государственному контракту заказчик установил и пытается взыскать сразу и пени, и штраф, такие действия незаконны.

    Можно ли списать неустойку по 44-ФЗ?

    Действительно, в 2015 и 2016 годах законодатель предоставил заказчикам возможность списывать начисленную неустойку, если она не превышала 5% от суммы контракта. Эти годы были тяжелыми для нашей экономики, и многие подрядчики нарушали обязательства не по своей вине. Но с начала 2017 года такую практику отменили. Теперь заказчики не имеют права списать неустойку по 44-ФЗ.

    И если вам начислена неустойка, то отстоять свое право на уменьшение штрафа или пени по 44-ФЗ можно уже в арбитражном суде.

    В каких случаях суд «отменит» неустойку по 44-ФЗ?

    Подрядчик может быть полностью или частично освобожден от уплаты штрафных санкций, если нарушения были допущены им не по его вине, а именно присутствовали:

    • обстоятельства непреодолимой силы или;
    • вина заказчика.

    Отсутствие в контракте подобного положения является нарушением, и заказчик может быть привлечен к ответственности Федеральной антимонопольной службой России (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 309-КГ16-2910 по делу N А76-7702/2015).

    В судебной практике нередко встречаются дела, когда суд полностью или частично отказывал заказчикам во взыскании неустойки по 44-ФЗ:

    • суд частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки в связи с тем, что в просрочке подрядчика была и вина заказчика, который несвоевременно передал подрядчику ряд исходных данных и предоставил подрядчику задания на подготовку документации по планировке территории (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2015 N Ф02-5932/2015 по делу N А33-22269/2014);
    • заказчик включил в проект контракта несправедливое условие, согласно которому подрядчик должен был предоставить проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в течение 2 месяцев с момента подписания контракта. Такое условие суд посчитал злоупотреблением права со стороны заказчика, потому что согласно нормативному акту прохождение такой экспертизы составляет 60 рабочих дней с момента предоставления заявления. В связи с этим суд отказал заказчику во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2017 N Ф03-6209/2016 по делу N А73-8100/2016)
    • заказчик задержал подписание контракта, и суд отказал во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 N Ф03-2753/2016 по делу N А37-1224/2015);
    • суд лишь частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки по 44-ФЗ в связи с тем, что присутствовала и вина заказчик, который никак не отреагировал на уведомление подрядчика о значительном увеличении стоимости работ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2016 N Ф04-4990/2016 по делу N А70-253/2016);
    • суд отказал заказчику во взыскании штрафных санкций, поскольку последний длительное время согласовывал эскизный проект, неоднократно вносил изменения в задание на проектирование, повлекшее изменение характеристик проектируемого объекта (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф04-5061/2016 по делу N А70-918/2016);
    • заказчик поздно передал строительную площадку подрядчику, поэтому судебные органы лишь частично удовлетворили его требования о взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 N Ф05-20908/2016 по делу N А40-199307/15).

    Несмотря на всю кажущуюся простоту, доказать вину заказчика в просрочке подрядчика или в ином ненадлежащем исполнении обязательств в суде бывает достаточно сложно. Вы можете воспользоваться услугами юриста по 44-ФЗ, и мы поможем вам выстроить линию защиты и собрать необходимые доказательства, которые свидетельствуют о вине заказчика в нарушении обязательств по контракту.

    Как уменьшить неустойку по 44-ФЗ?

    Гражданское законодательство предоставляет возможность суду снизить размер штрафных санкций, если они завышены и не соответствуют последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

    Досье на проект

    Пояснительная записка

    В соответствии с частью 43 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить, что заказчики осуществляют списание начисленных в 2015 и (или) 2016 годах сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

    2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

    3. Списание начисленных в 2015 и (или) 2016 сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:

    а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

    б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания 2016 года.

    4. Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) об осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

    5. Списание начисленных в 2015 и (или) 2016 годах сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

    Обзор документа

    Планируется установить, что заказчики списывают начисленные в 2015 и (или) 2016 гг. суммы неустоек (штрафов, пеней), если поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнил все обязательства, предусмотренные контрактом, за исключением гарантийных, в полном объеме в 2015 или 2016 гг.

    Определят порядок списания. Так, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, неуплаченную сумму будут списывать в полном объеме. Если же неуплаченная сумма находится в интервале от 5% до 20% цены контракта, то списывается 50% при условии, что остальные 50% неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) будут внесены до окончания 2016 г.