Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • "Буриданов осел"- значение и происхождение фразеологизма с примерами?
  • Иностранная пресса о россии и не только
  • Знаки завершения разделения выделения таблица примеры
  • Способы классификации и состав гигиенических, лечебно-профилактических и противовоспалительных зубных паст
  • Александр Степанович Грин (Гриневский)
  • Изобразительно-выразительные средства русского языка Выразительные средства языка спит земля в сиянье
  • Грамматические ошибки в русском языке: примеры. Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила

    Грамматические ошибки в русском языке: примеры. Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила

    Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

    Немного теории

    Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

    Грамматические ошибки

    № п/п

    Вид ошибки Пример
    1 Ошибочные словообразования

    Трудолюбимая, надсмехаешься

    2 Ошибочные образования форм существительных

    Разные чуда электроники, не хватило время

    3 Ошибочные образования форм прилагательных

    Более завлекательнее, красившее

    4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
    5

    Ошибочные образования форм местоимений

    Ихний сосед, ихи сорванцы
    6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
    7

    Нарушения согласования

    Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
    8

    Нарушения управления

    Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

    9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
    10

    Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

    Он написал роман, который эпопея
    11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

    В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

    12

    Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

    Читая статью, возникает такое ощущение…
    13

    Ошибки в предложениях с причастными оборотами

    Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
    14

    Ошибки в построении сложных предложений

    Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

    Мне показалось то, что это…

    15

    Нарушение границ предложения

    И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
    16

    Смешение косвенной и прямой речи

    Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

    Заключение

    Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

    Виды грамматических ошибок

    1.

    • Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор употребляются с Д. п. (не Р.п.)

    ОШИБКА: согласно расписани я , вопреки приказ а


    • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    • Запомни ошибки

    По приходу, по уходу, по отъезду

    По окончанию, по возвращению, по выполнению

    НОРМА: по приходе, по прибытии


    • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    • Предлог ПО может употребляться с мест. 1 и 2 л. в П.п.

    НОРМА: скучаю по нас, по вас.


    • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    • Пропуск предлога.

    На воде, земле и воздухе – всюду мы

    защищены. (в воздухе)

    • Смысл предлога.

    Благодаря непогоде мы остались дома.

    (вследствие, из-за)


    • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    • Управление бывает предложное (вера в победу) и беспредложное (тормозить прогресс).

    Ошибка возникает при неправильном выборе

    падежа или предлога.

    ОШИБКА: свойственный для нас,

    уверенность в победу, проблема об охране.


    • 2.
    • Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО.

    КТО И НИКТО употребляется с глаголами ед.ч.

    Те, кто бывали в городе , не могли не любоваться

    Те , кто бывал в городе, не мог не любоваться

    морем.


    • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • Сказуемое должно быть во мн.ч., если оно выражено прил. или прич.

    ОШИБКА: Целый ряд сцен в пьесе правдив и

    интересен.


    • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • Сказуемое должно быть во мн.ч., если в подлежащем есть 2,3,4

    ОШИБКА: Три книги лежит на столе.


    • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, должно быть во мн.ч.

    ОШИБКА: Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развивается.


    • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • Если собир.сущ. не имеет управляемых слов, то сказуемое должно быть в ед.ч.

    • 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    • Названия произведений, картин, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нариц.сущ. – жанровое обозначению.

    ОШИБКА: В кинофильме «Войне и мире»

    С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


    • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    • Если нариц.сущ. отсутствует, то изменяется имя собственное.

    ОШИБКА: В «Война и мир» С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


    • 4.
    • Если однородные сказуемые имеют одно зависимое слово, надо проверить, могут ли они управлять им.

    ОШИБКА: Во время войны народ надеялся и

    верил в победу.

    (надеялся на победу)


    • Ошибка в построении предложения с однородными членами
    • Нарушение однородности понятий.

    Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми папоротниками, был очень крутым.

    Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.

    Я люблю футбол и плавать.

    Его выводы просты и понятные.


    • Ошибка в построении предложения с однородными членами
    • Нельзя изменять двойные союзы.

    ОШИБКА: Хорошо ответили как юноши, а

    также девушки.

    • Надо проверять место однородных членов при двойных союзах.

    ОШИБКА: Я не только читаю газеты, но и журналы.


    • Ошибка в построении предложения с однородными членами
    • Нельзя смешивать родовые и видовые понятия, соединять несовместимые.

    В лодке лежали караси, сазаны, рыба.

    Он пришёл с женой и плохим настроением.


    • Ошибка в построении предложения с однородными членами
    • Нарушение падежных форм обобщающего слова и однор.членов

    ОШИБКА: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англия, Франция, Италия.


    • 5.
    • Дееприч.оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное дееприч., относятся к разным лицам.

    ОШИБКА: Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро.


    • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    • Дееприч.оборот не может быть употреблён в безличном предложении

    ОШИБКА: Гуляя вечером, мне не здоровилось.


    • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    • Дееприч.оборот не может быть употреблён в предложении со страдательной конструкцией.

    ОШИБКА: Доставив необходимые медикаменты, самолёт будет осмотрен техниками.


    • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    • Ошибка при несоотнесённости видовой формы глагола и деепричастия.

    ОШИБКА: Встречаясь с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу.


    • 6.
    • Разрыв прич.оборота определяемым словом.

    ОШИБКА: Приготовленные оладьи мамой были вкусны.


    • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    • Нарушение согласования прич. с определяемым словом.

    ОШИБКА: Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду.


    • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    • Замена страд.причастий действительными.

    ОШИБКА: Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.


    • Нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица.
    • ОШИБКА: Студент сказал, что я ещё не готов.

    • Неправильное построение предложения с косвенной речью
    • Избыточность союзов

    ОШИБКА: Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую работу.

    Он спросил, что где его вещи.


    • В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
    • Он любил и увлекался чтением.
    • Нужно проявлять большую заботу к детям.
    • Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.
    • приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.
    • Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.
    • Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

    Проверь себ я

    1. В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    2. Он любил и увлекался чтением.

    ошибка в построении предложения с однородными членами

    3. Нужно проявлять большую заботу к детям.

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    4. Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.

    неправильное построение предложения с косвенной речью


    5. Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    6. Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.

    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7. Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

    нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

    1. Ошибочное словообразование

    1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

    «Добрость»

    2. Ошибки в образовании форм существительных

    2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

    3. Ошибки в образовании форм прилагательных

    3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

    4. Ошибки в образовании форм местоимений

    4. «Ихний», «ихи»

    5. Ошибки в образовании форм глагола

    5. «Ездиет», «ждя его»

    6. Нарушение согласования

    6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

    7. Нарушение управления

    7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

    8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

    9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

    9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

    «Открыв окно, запахло соснами»

    10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

    10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

    11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

    11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

    12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

    12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

    13. Смешение прямой и косвенной речи

    13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

    14. Пропуск необходимых слов

    14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

    15. Нарушение границ предложения

    15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

    16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

    16. «Я вынула книгу из сумки и

    положила её на стол» (кого её?)

    17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

    17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

    Нормы оценки сочинений

    При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

    Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

    Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

    Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

    На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

    На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

    На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

    На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

    На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

    На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

    4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

    С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

    С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

    В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

    При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

    Оценка «5» ставится за сочинение, которое

      глубоко и аргументированно раскрывает тему;

      свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

      стройно по композиции;

      отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

      написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

    На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

    На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

    Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

    Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

    Оценка устных ответов учащихся

    При оценке устного ответа учащихся учитывается:

        знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

        умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

        понимание роли художественных средств;

        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

        умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

        умение владеть монологической речью.

    Требования к речи учащегося

    При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

    Учащийся должен уметь:

          говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

          отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

          излагать материал последовательно;

          делать необходимые выводы и обобщения;

          строит|> высказывание в определённом стиле;

          отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

    пауз, правил интонации.

    Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

    Пути изучения литературного произведения в школе

    Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

    Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

    Существует три основных пути анализа :

            по образам (пообразный)

    Пообразный путь

    Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

    «Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

    «Минус» этого пути:

              к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

              в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

              разрушается художественное единство произведения.

    Проблемно-тематический путь

    Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

    Например:

                «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

                «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

                «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

    «Плюсы» этого пути:

                  позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                  развивает аналитические способности учащегося;

                  учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                  1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                    на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

    Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

    Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

    «Плюсы» этого пути:

                      сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                      сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

    «Минусы» этого пути:

                        целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                        требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                        есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

    Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

    Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

    В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

      Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

      Семинарское занятие

    В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

      урок-диспут

    Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

      Суд над литературным героем

    Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

      Составление киносценария по уже изученному произведению

    Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

      Выбор актеров на роли главных героев

    Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

      Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

    по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

    Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

    После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

      Монолог актера

    по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

    NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

      Интегрированный полифонический урок:

    Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

    Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

    10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

    Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.

    1.Один из фактов биографии А. П. Чехова, ставшие недавно известными, строительство им на свои средства четырёх

    сельских школ.

    2. Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

    3. Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

    4. В.Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя.

    5. Часть слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении знаний.

    6. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80 тысяч слов, ранее не записанные.

    7. Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавшим из Новгорода.

    8. Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями.

    9. В этих замечательных книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, вы найдёте ответы

    на многие интересующие вас вопросы.

    10. В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

    11. Страницу паспорта, содержащий закодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования.

    12. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне.

    13. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано

    с вулканами.

    14. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

    15. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

    16. Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.

    17. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

    18. Одна из главных черт, характеризующие Наташу Ростову, - честность в отношениях с людьми.

    19. У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

    20. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

    21. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

    22. Орден Святого Андрея Первозванного был учреждён Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях.

    23. Ф.И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

    24. Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца.

    25. В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации.

    26. Все ученики разобрались в сложной теме, пришедшие на факультативное занятие.

    27. Лесные поляны покрылись обильно цветущей в этом году яркими звёздочками земляники.

    28. Среди построенных на этой улице было несколько многоэтажных домов.

    Виды грамматических ошибок

    Примеры ошибок

    Правильный вариант/правило

    Ошибки в управлении

    Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

    * Оплатить за проезд

    Скучаю по вам

    *согласно приказа,

    по приезду

    (кому? чему?)

    Лагодаря

    Согласно

    По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.)

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Смешение конструкций главного и придаточного предложений

    *МГУ завершило прием

    *Кресло-кровать стояла

    *Пришел добрый врач Иванова.

    Никто, даже отличники, не решили.

    *Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм.

    Гл.слово-м.р.

    Гл.слово-ср.р

    Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

    Никто не решил

    Те не посмотрели, кто опоздал.

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

    2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

    3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

    4. Избыточность союзных средств

    5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

    6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

    7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

    * Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

    *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

    * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

    *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

    *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

    *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

    * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

    Подбор (чего?)

    Наблюдение(над чем?)

    не только для разведения, но и для поддержания.

    Не только, но и

    Как, так и

    но//тем не менее

    НА стадионах

    Двух мальчиков и трех девочек

    Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

    Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

    - разорван определяемым словом

    Неправильное согласование причастия с определяемым словом

    *Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

    Мы увидели бревна , плывущих по воде

    Бревна, /плывущие по воде/

    Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

    Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

    * Листая альбом, мне попались две фотографии

    Листая альбом, я увидел две фотографии.

    Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    - приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

    *В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

    «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

    В романе «Капитанская дочка»..

    В «Капитанской дочке»…

    Ошибка в построении сложного предложения

    - с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

    -употребление составных союзов в искаженном виде

    -избыточность союзных средств

    * Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

    * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

    * Он спросил, что где его вещи.

    * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

    Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

    Перед тем как

    Для того чтобы

    Вмето того чтобы

    Прежде чем

    С тех пор как

    По мере того как

    Подобно тому как

    Виду того что

    Вследствие того что несмотря на то что

    Он спросил, где его вещи.

    Я не знаю, сможем ли мы найти…

    Косвенная речь

    Прямая речь

    Средство связи при замене на косвенную

    Косвенная речь

    Повествовательное предложение

    * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

    *Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

    Побудительное предложение

    *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

    чтобы

    * Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

    Вопросительное предложение

    «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

    *Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

    В косвенной

    Прямая речь

    Примеры ошибок

    Косвенная речь

    Он сказал:

    Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

    Он сказал: «Приходи пораньше».

    Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

    Ты спрашиваешь:

    Ты спрашиваешь,

    Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

    Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

    5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

    1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

    *Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

    2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

    *Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

    3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

    а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

    б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

    4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

    Прямая речь

    Примеры ошибок

    Косвенная речь

    Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

    Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

    Он сказал, что сделает эту работу для меня.

    Он сказал: «Приходи пораньше».

    Он сказал, что приходи пораньше.

    Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

    Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

    Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

    Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

    Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

    Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

    Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

    5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.