Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Можно ли печень ребенку: куриную или свиную, и когда?
  • Рецепты творожных кексов для детей
  • Детские кексы: варианты рецептов с фото, особенности приготовления
  • Брауни в мультиварке на пару
  • русский театр русский театр (театр россии) прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или
  • Биотехнологии Презентация на тему развитие биотехнологий
  • Из каких частей состоит сцена. Устройство сцены

    Из каких частей состоит сцена. Устройство сцены

    ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

    Термин, обозначающий пространство для зрителей, - это зрительный зал. Главный занавес , который используется, чтобы скрывать всю сцену от зрителей до начала представления, чаще всего находится сразу же за архитектурной «рамой кар­тины» - за сценическим порталом.Такой главный занавес выполняется, как АРЗ (антратно-раздвижной занавес) или подъемно-опускной занавес. Архитектурная «рама», которая отделяет сцену от зрительного зала, а также пространство в ней называ­ется часто просцениум. Напольное покрытие сцены, на которое нередко укладывается сценический линолеум, может начинаться именно в просцени уме.

    Обратная сторона портальной арки, скрытая от глаз зрителей, называется зеркалом сцены.

    ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ

    Нередко зеркало сцены бывает не­прямоугольной формы: верхняя горизонтальная часть может быть плавно закруглена и может пере­ходить в вертикальные колонны, создавая тем самым портальную арку. Эта плоскость часто используется как архитектурная контрольная плоскость. Если пространство зеркала сцены условно разделить вертикальной линией на две половины, линия деления образует на поверх­ности сцены точку. Проведя через эту точку пря­мую, перпендикулярную зеркалу сцены, мы получим центральную линию, которая также слу­жит архитектурным ориентиром. Точка на сцене, в которой пересекаются центральная линия и зеркало сцены, называется нулевой точкой проекции, или точкой ноль-ноль.

    Для получения информации о каждой части те­атрального пространства обычно пользуются двумя типами чертежей. Первый из них представляет собой вид сверху, когда все объекты, независимо от их высоты, отображаются на одной плоскости. Этот тип чертежа называется планом. Поперечный раз­рез сцены, называемый сечением, или разрезом, -это такое изображение части пространства, как будто вы разрезали его на две части (обычно это де­лают по центральной линии). Можно сравнить с тортом: убрав одну из половин, увидишь его слои.


    АВАНСЦЕНА

    Пространство между зеркалом сцены и ее ниж­ним краем называют авансценой. В некоторых те­атрах между краем сцены и аудиторией имеется некоторое углубленное пространство. Эта архитек­турная «траншея» для музыкантов имеет хорошую акустику для естественного усиления звука ин­струментов и называется оркестровой ямой.

    Про­странство сцены, не занятое декорациями и доступное для нахождения на нём исполнителей, принято называть игровым пространством, или сценической площадкой. Остальная часть сцены, как правило, скрытая от зрителей, называется за­ кулисным пространством.

    НАПРАВЛЕНИЯ НА СЦЕНЕ

    Направления на сцене служат основной систе­мой ориентации. Названия направлений, как счи­тается, появились тогда, когда сцены повсюду строились с некоторым уклоном в сторону ауди­тории. Современные ориентиры на сцене лучше всего описывать с позиции человека, стоящего на нулевой точке сцены лицом к аудитории. Любое движение по направлению к аудитории называ­ется термином вниз по сцене, а по направлению от аудитории - вверх по сцене. Выражения на­ право по сцене и налево по сцене тоже называют направления движения и так же определяются по стоящему лицом к аудитории человеку. Движение по направлению к центральной линии считается движением на сцену, по направлению от нее -движением со сцены. Верхняя и нижняя линии освещения - это воображаемые границы, на ко­торых принято заканчивать освещение исполни­телей на сцене. Верхняя граница освещения служит для того, чтобы лишний свет не попадал на расположенные сзади декорации, в то время как на расположение нижней границы освещения может влиять сразу несколько факторов. Нижняя граница может находиться там, где заканчивается, к примеру, освещаемое пространство сцены, или на краю игровой площадки, или чтобы предот­вратить нежелательное попадание света на архи­тектурные элементы здания. Точку, которая делит центральную линию пополам и находится на рав­ном расстоянии от верхней и нижней границ осве­щения, часто называют центр-центр. Для человека, стоящего на этой точке, движение прямо по направлению к аудитории называется движением вниз по центру. Движение в стороны от этой точки называется движением со сцены вправо или влево. Движение в прямо противопо­ложную от аудитории сторону называют движе­нием вверх по центру. Для обозначения диагональных перемещений используются ком­бинации этих терминов: например, вверх влево по сцене или вниз вправо по сцене.

    Другие термины, использующиеся в общей си­стеме ориентирования на сцене, строятся относи­тельно центральной линии. Все объекты, находящиеся на противоположной стороне от цен­тральной линии, называются дальними объектами, или находящимися на дальней части сцены. Объекты на дальней части сцены могут также на­зываться объектами на противоположной части сцены. Эта система ориентации действует до тех пор, пока человек не переместится на правую по­ловину сцены. В этом случае все объекты изменяют свои обозначения на противоположные: то есть те, которые ранее мы называли ближними, становятся дальними, и наоборот. Противоположный объект всегда обозначает объект, находящийся на проти­воположной относительно центральной линии сто­роне.

    ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    Объекты, помещённые на сцене, обычно назы­вают «декорациями» и делят их на две категории. Задники, занавес, бархатные кулисы попадают в ка­тегорию «мягких декораций», тогда как построен­ные плоские поверхности, стены и другие сооружённые и цельные объекты входят в катего­рию «жёстких декораций».

    В большинстве театров, имеющих просцени-умную конфигурацию, в пространстве над сценой находятся элементы несущих конструкций для на­вески декораций и осветительного оборудования. Большинство современных систем навески осно­вано на принципе противовеса: это означает, что общая масса декораций, подвешенных в воздухе, уравновешивается противовесом той же массы, расположенным в отдаленном от сцены месте. Так как большинство осветительных приборов за­частую подвешены над сценой именно по этому принципу, было бы неплохо знать основные эле­менты системы и понимать её механические со­отношения.

    Декорации, как правило, крепятся к штанкетам, которые обычно состоят из полых стальных труб. Штанкеты подвешиваются на несу­ щих тросах. Каждый из несущих тросов отдельно ведёт к колосникам (обычно это горизонтальная стальная конструкция, служащая опорой для си­стем подвеса и всего остального, что висит в воз­духе). Когда каждый несущий трос достигает колосников, он проходит через индивидуальный блок, называемый верхним блоком. Все ведущие тросы, пройдя каждый через свой верхний шкив, проходят через блок, рассчитанный на несколько тросов, называемый главным блоком, и крепятся к калкашу (оправке). Кал каш, нагруженный соо­тветствующим контргрузом, является балансом для всех декораций, подвешенных к штанкету. Трос, прикрепленный к калкашу, составляет петлю, идущую от нижней части вниз к блоку натяжения в районе уровня сцены, затем вверх через напра­ вляющую к главному блоку на колосниках, а затем обратно вниз к верхней части калкаша.


    Потянув за канат (или управляющий трос), можно изменять высоту калкаша, и соответ­ственно изменить высоту декораций штанкета. Так как вес противовеса и штанкета с грузом сба­лансирован, стопор троса (каната) на напра­вляющей служит всего лишь для фиксации положения штанкета. Эту систему, контролирую­щую положение одного штанкета, иногда назы­вают штанкетным подъёмом.

    ОДЕЖДА СЦЕНЫ

    Одежда сцены - специально сшитые тканевые элементы различного назначения. Разделяются на три группы: АРЗ и арлекин, кабинеты, дополнительные элементы. Арлекин - длинное узкое полотнище, расположенное сверху АРЗ, обычно из аналогичного или подходящего по стилю материала. КАБИНЕТ - стандартное название комплекта одежды сцены из кулис (полотнищ со складкой или без складки, расположенных по бокам сцены и вглубь нее), между которыми вывешиваются падуги (аналог арлекина) и задников. Итак, вертикальные полотна маскировки, расположен­ные по обеим сторонам сцены, называют кули­ сами, а горизонтальные полотна, подвешенные над сценой, - падугами.

    Задники (фоновые, поплановые) - это большие полотна, закрывающие для зрителей зад­нюю стену сцены. Хотя зад­ник, как правило, находится на верхней границе игровой площадки, любое большое полотно, являющееся «фоном» для сцены театрального представления, принято называть задником. Не­сколько задников, подвешенных друг рядом с дру­гом в верхней части сцены, часто называют сценическим комплектом.

    НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЗАДНИКОВ

    Одним из назначений задника является создание фона, в этом случае для нужного визуального эф­фекта полотно должно быть без складок и швов. Для достижения этой цели большинство задников, изготовленных из ткани, имеют в нижней части специальный рукав, называемый «карманом для трубы». Масса трубы, вставленной в этот рукав, обеспечивает вертикальное натяжение задника и уменьшает количество складок, которые могут уви­деть зрители. На этот же рукав могут быть подве­шены дополнительные утяжеляющие предметы. Крепежи, называемые растяжками, могут нахо­диться на вертикальных краях задника для обеспе­чения его горизонтального натяжения. Комбинация этих натягивающих элементов призвана обеспечить гладкую, единую поверхность.

    Задники могут быть изготовлены из самых раз­ных материалов: например, бархата, непросветной ткани "блэк-аут", брезента, муслина, пла­стика или маскировочной сетки. Задники, не имеющие живописи, часто освещаются рассеян­ным светом. Технологии, используемые при изго­товлении задников, зачастую определяют методы их освещения. Например, задник, сшитый из горизонтальных полотен, освещают только спереди (фронтально). Если такой задник освещать «тран­спарантом» (с задней части сцены, «на просвет»), то будут видны горизонтальные швы. Самый доро­гой задник - это бесшовный задник , который можно осве­щать как спереди, так исзади.


    Рассмотрим различные типы задников - это один из способов определить три типа их возмож­ного освещения. Если (случай первый) на задник нанесена краска и даже маленькие отверстия между нитями ткани заполнены краской, свет, направляе­мый на этот задник сзади, не будет виден зрителям. Этот задник считается непрозрачным. Неокра­шенный же задник, напротив, будет пропускать через себя свет, направленный на него сзади (слу­чай второй), и этот свет будет виден зрителям. Этот задник называется полупрозрачным (этот термин используется также для обозначения бесшовного задника). Задник, изготовленный из свободно сот­канного материала, называемого гардинной сеткой или тюлем, представляет собой третий тип. Если свет падает только на объект, находящийся за зад­ником, аудитория ясно видит этот объект через пло­скость задника (он невидим). В этих условиях задник считается прозрачным. Однако фактура гардинной сетки или тюля позволяет свету изме­нять прозрачность материала. Если освещение па­дает на поверхность сетки (тюля) под некоторым углом, объект за задником «исчезает» и гардинная сетка (тюль) становится непрозрачной.

    Полупрозрачные задники обычно освещаются сзади расположенными рядами светильниками. Чтобы сделать задник максимально ярким, эти ряды прожекторов располагают между самим зад­ником и вторым полотном более светлой окраски, подвешенным чуть дальше вверх по сцене и рабо­тающим как отражатель. Аудитория не может ви­деть это второе полотно, но оно собирает весь попадающий на него свет и направляет его на по­лупрозрачный задник, отсюда и его название - зад­ ник-отражатель.

    Театральная маскировка

    Обычно в театрах стараются замаскировать эле­менты технического оснащения, используя боль­шие полотна ткани или сооружения с плоскими поверхностями. Эти декорации называют одеждой сцены. Хотя для одежды сцены применимы раз­личные типы ткани, чаще всего используется чёр­ный бархат, так как он отражает наименьшее количество света. Если маскировочная ткань не натянута на раму и может быть свернута для хране­ния, её считают «мягкой». Маскировочная ткань, натянутая на раму, или другая маскировка, сделан­ная из твёрдых материалов, считается «жёсткой». Кулисы и падуги - типичные представители театральной сценической маскировки - они предназначены в том числе и для скрытия закулисных конструкций и объектов.


    Кулисы и падуги, образующие маскирующие рамы - порталы, часто подвешивают друг за дру­гом таким образом, что своей формой они повто­ряют очертания арки просцениума. Маскирующие порталы призваны скрывать пространство по краям и над игровой площадкой от глаз зрителей. Если на сцене имеются штанкеты, то кулисы одной длины, как правило, подвешиваются на одном штанкете. Чтобы скрыть от зрителей этот штанкет, падуга подвешивается на другом штанкете - перед кули­сами и ниже по сцене. Применение двух разных штанкетов позволяет изменять высоту падуги, не изменяя высоту кулис. Оба штанкета распола­гаются рядом на таком расстоянии друг от друга, чтобы это пространство можно было использовать для осветительного оборудования и других подве­шиваемых объектов.

    Если декорированные кулисы являются частью сценографии, их подвешивают на другом штанкете, в промежутке между штанкетами с одеждой сцены - таким образом, чтобы падуга одежды сцены за­одно скрывала от зрителей и сам штанкет, на кото­ром развешены кулисы декораций. Если подвешивать кулисы декораций вплотную к маски­ровочным, это позволит избежать возможных за­светок и вероятности видеть «на просвет» работающие осветительные приборы. Средние зад­ники и тюлевые завесы располагают непосред­ственно за кулисами декораций вверх по сцене. Падуга закрывает штанкет, а кулисы скрывают их боковые края.

    Слово «раскрытие» может иметь два значения, если речь идет о театральной маскировке. Расстоя­ние между левой и правой кулисами, подвешен­ными на одном штанкете, называется шириной раскрытия.

    Театральные планы

    Расстояние от верха до низа сцены между кулисами, подвешенными на разных штан-кетах по одной стороне сцены, называют «пла­ нами». Название «план» используется для обозначения каждого промежутка между кулисами с порядковым номером, причем отсчёт ведётся от зеркала сцены. Например, «левый план 1» - это первый план слева, между кулисами от нижнего края сцены и так далее. Если вся игровая площадка оформлена черными кулисами, падугами и черным задником, такое оформление называют "черным кабинетом" .

    Сценические напольные поверхности для театрального представления

    Поверхности, используемые для покрытия сцены по всей площади, должны легко укладываться и транспортироваться. Большие полотна брезента, часто окрашенные, называют половиком. Рулоны винилового напольного покрытия (сценического танцевального линолеума, например CONSOR, называемые также танцевальным полом, полом сцены, тоже могут исполь­зоваться для покрытия сцены. Большие цельные платформы, называемые сценическими выстил­ками , могут применяться для покрытия всей по­верхности сцены (сценические выстилки часто используются для того, чтобы скрыть различные механические элементы сцены, например, меха­низмы вращения сцены или другие движущиеся де­корации). Сцена может быть и без покрытий, просто покрашена.

    МЕСТА УСТАНОВКИ И НАПРАВКА

    Художник по свету должен знать термины, опреде­ляющие те места в театре, которые отведены для осветительных приборов, освещающих исполните­лей и элементы постановки. Эти места опреде­ляются общим термином место установки. Осветительный прибор не только направляется в ходе представления на определённую точку - он на­страивается, ему придают форму. Процесс на­стройки и придания лучу формы называют фокусировкой (или направкой) прибора, а к фо­кусировке, в свою очередь, относится отдельная группа терминов.

    МЕХАНИКА СЦЕНЫ. Названия и терминология

    Чтобы не было путаницы, каждому месту уста­новки осветительного прибора дано своё название. Оно связано с архитектурной планировкой поме­щения, типом крепления осветительного прибора и его положением относительно нулевой точки. Номер позиции осветительного прибора в любом месте установки отсчитывается от зеркала сцены. Название места крепления осветительных при­боров над зрительным залом по линии, параллель­ной зеркалу сцены, определяется, как правило, архитектурными особенностями здания театра: на­пример, потолок, мост, выносной софит, или щель. Места навески по сторонам зрительного зала, фронтального диагонального освещения сцены, часто называют по их соседству с ложами в зрительном зале осветительными ложами. Места установки для освещения сцены с наименьшим углом часто находятся на ближайшем к сцене бал­коне. Это место называют барьером

    За зеркалом сцены, под перекрытием сцены (ко­лосниками), находятся софиты, фермы, или же - в больших театрах - подъёмно-опускные мосты. Ближайшая к зеркалу сцены ферма считается пер­вой, следующая за ней - второй и так далее. Таким же образом нумеруются фермы (или софиты), рас­положенные перед зеркалом сцены над аудиторией." ближайшая к зеркалу сцены ферма считается пер­вой, следующая - второй и так далее.

    Наименования мест установки осветительных приборов по обеим сторонам сцены определяются постоянством их установки, их внешним видом и функциями. Места, к которым имеется постоянный доступ по мосткам по сторонам сцены, называются галереями. Подвешенные снизу к галереям кон­струкции называются лестницами или башнями, так как эти конструкции зачастую и похожи на них. Постоянные, вертикально встроенные, или уста­новленные у просцениума фермы для крепления приборов называют просцениумными щелями или просцениумными башнями. Временные кон­струкции, установленные на сцене и обеспечиваю­щие места для вертикального крепления приборов, называют стойками, перекатными башнями. Осветительные приборы, закреплённые на декора­циях, называют встроенными. Место для монтажа приборов в авансцене, представляющее собой уг­лубление в поверхности сцены, называют рампой. Рампа, проходящая параллельно нижнему краю авансцены, называется нижней рампой, а такое же углубление вверху сцены, где устанавливаются приборы для освещения задников, часто называется горизонтом или верхней рампой.

    Если места установки не пересекаются с цен­тральной линией, в их названии отражается их по­ложение относительно центральной линии . Лестницы, балконы (ложи) и подобные позиции подразделяются на левые от сцены и правые от сцены. Точки крепления нумеруются в зависимо­сти от их близости к зеркалу сцены, например: бли­жайшая к зеркалу сцены левая от сцены ложа будет называться Левая Ложа 1. Каждая ложа получает порядковый номер по степени удалённости от зер­кала сцены.


    СИСТЕМА НУМЕРАЦИИ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ

    Система нумерации применяется и для обозначения положения каждого прибора на месте уста­новки. Каждый прибор есть свой собственный номер, представляющий собой целое число, - это способствует его идентификации и поиску. Первый прибор в любом месте установки помечается как Прибор № 1, второй - как Прибор № 2 и далее до конца, далее приборы нумеруются целыми числами до конца места установки. Нумерацию световых приборов принято осуществлять с позиции чело­века, стоящего на сцене лицом к зрительному залу: слева направо. Если приборы расположены верти­кально, то нумерация элементов зависит от высоты положения осветительного прибора и расстояния до зеркала сцены. Обычно приборы нумеруют сверху вниз. Если несколько приборов оказываются на одном уровне, то нумерация начинается с того прибора, который находится ближе к нижнему краю сцены. Парные приборы в осветительных ложах нумеруются от центральной линии и далее по направлению от нее.

    На световой планировке могут быть указаны до­полнительные приборы, которые либо подключены к системе управления постановочным освещением (регулятору), либо нет. Каждое отдельное устрой­ство, которому необходимо сетевое напряжение или управляющий сигнал, получает свой отличитель­ный номер. Если это электронное устройство явля­ется дополнением другого прибора, например, является устройством, изменяющим форму луча прибора, то оно не получает отличительного но­мера. Наименование такого устройства состоит из порядкового номера главного прибора и буквы ал­фавита. Например, прибор 22 имеет автоматиче­ский сменитель фильтров (скроллер). Этот скроллер будет обозначаться как Элемент 22А. Буквы алфавита используются также для приборов, добавленных после того, как всем уже были при­своены номера. Например, если между элементами 7 и 8 был установлен еще один прибор, его номе­ром станет 7А. Таким образом, буквы применяются в двух различных случаях: для наименования элек­тронных устройств и для не учтённых ранее при­боров. Чтобы избежать путаницы, нумерацию приборов в схеме системы постановочного осве­щения обычно осуществляют в последнюю очередь - тогда каждый из приборов получит номер, выра­женный целым числом и без буквы.

    Терминология направки (фокусировки ) и терминология функций


    Для работы, при описании характеристик световых лучей используют группу терминов. Еще одна группа терминов используется для описания фун­кции каждого прибора в световой партитуре.

    Практически каждый осветительный прибор создаёт луч (конус) света, имеющий несколько ха­рактеристик, которые принимаются во внимание при разработке световой партитуры и фокусировке прибора. На рисунке 1.2 показан луч, направлен­ный на художника по свету (вид сбоку). Общий раз­мер светового луча называется углом раскрытия луча и измеряется, как правило, в градусах. Угол раскрытия луча некоторых осветительных прибо­ров имеет три различные области. Угол раскрытия называют ещё углом видимости - это внешний конус света, где интенсивность составляет не менее 10% от интенсивности света в центре. Примерно половину луча составляет угол эффективного луча - как принято называть внутренний конус света, где интенсивность составляет 50% от его центральной интенсивности. Центральная часть луча, самая яркая его область, обычно называется горячей точкой. Горячая точка - это часть луча света, как правило, нацеленная на определенное место.

    Место на сцене, где находится художник по свету, играющий роль цели (Рис. 1.2), называют точкой направки (фокусировки). Этот термин также используется для обозначения более кон­кретной точки - места, где находится голова ху­дожника. В общем же точка направки (фокусировки) определяется как конкретное место на поверхности сцены, декорациях или в простран­стве, куда направляется луч осветительного при­бора. Чем дальше простирается луч света, тем больше становится освещаемая им площадь и тем меньше становится её интенсивность. Фактическое расстояние до проекции - это измеренное рас­стояние от прибора до точки направки (фокуси­ровки). С помощью этой величины рассчитывается диаметр луча и интенсивность освещения. Если от­дельно взятый прибор направляется либо на опре­деленный предмет (место), либо для определенной цели, то его называют специальным.

    Несколько приборов с одинаковым светофиль­тром могут направляться на несколько участков сцены. Когда они включаются и работают одновре­менно, их называют системой. Система состоит минимум из двух приборов, которые фокусируются под одинаковым углом на различные или соседние участки сцены. Если несколько приборов с лучами одного цвета фокусируются так, что их лучи пере­крываются и создают освещение высокой насы­щенности и интенсивности на участке сцены или на всей сцене, их называют заливкой. Эти два тер­мина часто используются как взаимозаменяемые, однако если система представляет собой несколько приборов, сфокусированных на разных участках сцены, то заливка подразумевает равномерное осве­щение несколькими приборами одного цвета. Си­стемы и заливки часто являются основными инструментами, используемыми в создании осве­щения сцены. Обычно их устанавливают и фокуси­руют таким образом, чтобы они создавали несколько зон света по ширине сцены.

    Отдельная полоса света, которая создаётся при­борами, направленными на точки, находящиеся на равном расстоянии от зеркала сцены, называется зоной или планом. Частично перекрывающиеся зоны используются для того, чтобы равномерно освещать сцену, позволяя лицу исполнителя оста­ваться освещенным гораздо ярче, чем лучом одного прибора, независимо от его передвижения вверх и вниз по сцене.

    Типы и характер освещения

    Системы обычно идентифицируют с позиции человека, находящегося на сцене лицом к зри­тельному залу, по углу относительно центральнойлинии, по месту их установки или относительно высоты их положения над головой человека. Свет, падающий на человека перпендикулярно спереди, называют фронтальным освещением. Если при­боры установлены так, что их направленные лучи проходят параллельно центральной линии, то такую систему называют фронтальной фрон­ тальной. Свет, падающий на человека спереди под углом примерно 45° к центральной линии, на­зывают диагональным фронтальным. Если фронтальное заливающее освещение осущест­вляется приборами, установленными в освети­тельных ложах, его могут называть заливкой из лож. Свет, падающий на человека под углом при­мерно 90° с одной или другой стороны от цен­тральной линии, называют боковым освещением. Если источник света находится на фермах над сценой, его могут называть верхним боковым освещением, а если приборы бокового освещения находятся низко над сценой, то такое освещение называют нижним боковым освеще­нием или прострельным. Свет приборов, подве­шенных на софитах или фермах, падающий вертикально на голову человека, называют верх­ ним вертикальным, а свет, падающий на чело­века сзади, - контровым освещением. Заднее освещение, лучи которого идут параллельно цен­тральной линии, называют прямым контровым освещением. Если лучи падают на человека сзади под углом примерно 45° к центральной линии, такое освещение называют диагональным кон­ тровым освещением.

    Успешное создание этих систем напрямую зави­сит от понимания различных концепций и компо­нентов театрального освещения. Это понимание начинается с изучения свойств и способов управ­ления электрическими явлениями, то есть той фор­мой энергии, которая лежит в основе театрального освещения.

    К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, ее оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготавливаются специально для конкретного спектакля.

    Устройство сцены: 1 - зрительный зал, 2 - оркестровая яма, 3 - авансцена, 4 - антрактовый занавес, 5 - софиты, 6 - декорации, 7 - панорама, 8 - задник; 9 - планшет сцены; 10 - арьерсцена; 11 - трюм; 12 - суперзанавес; 13 - колосники; 14 - падуги.

    Тип сценической площадки, какой мы ее видим сегодня, зародился в XVI в. и с тех пор совершенствовался, но принципиально не менялся. В наши дни, при всем многообразии театральных зданий, сцена представляет собой, как правило, замкнутую со всех сторон коробку. Когда раздвигается занавес, мы видим из зала лишь небольшую часть всей сцены - собственно сценическую площадку, на которой происходит действие. Это - второй этаж сцены, которая в современном театре имеет три этажа. Первый этаж скрыт под планшетом сцены. Туда ведут люки, имеющиеся в планшете.

    Сценическая площадка отделена от зрительного зала каменными порталами. «П»-образный вырез в портальной стене, закрытый обычно занавесом, называется зеркалом сцены. Расстояние между порталами и их высота определяют размеры зеркала сцены. За каменными порталами обычно находятся порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены. Высоту его снижает, когда это требуется, подзор, который может опускаться и подниматься. Делается подзор из плотной материи, натянутой на жесткую раму.

    Сразу за порталом вверху, во всю его ширину - перед основным, антрактовым занавесом - подвешен мягкий арлекин, обычно сшитый из того же материала, что и занавес. Вверху за порталом подвешен также пожарный занавес из железобетона, который опускается в случае пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской части.

    За основным занавесом обычно висит дополнительный - игровой занавес, или суперзанавес. Он бывает и раздвижным, и подъемным. Часто суперзанавес изготавливают специально к конкретному спектаклю, и его внешний вид зависит от общего решения художественного оформления.

    Справа и слева от сценической площадки, за порталами, находятся так называемые карманы - просторные помещения, в которых хранятся декорации спектаклей театрального репертуара. В карманы также монтируется оформление для каждой следующей картины пьесы и с помощью специальных приспособлений выдвигается на сцену. Так обеспечивается быстрая смена декораций во время спектакля.

    Карманы и боковая часть сцены во всю ее глубину скрыты от зрителей рядом кулис - больших декоративных полотнищ прямоугольной формы, которые подвешиваются вертикально справа и слева от сцены. Замыкаются кулисы цельным полотнищем - задником или раздержкой (разделенной на две половины, которые могут, как занавес, расходиться в разные стороны).

    Часть сцены за задником, в глубине, называется арьерсценой. Площадка перед основным занавесом - это авансцена, или просцениум. Иногда арьерсцена в спектакле открыта зрителю, и тогда можно видеть горизонт, который тянется вдоль задней стены сценической коробки и несколько загибается вдоль боковых стен. Горизонт называют еще радиусом. В современных театрах он делается из специального белого пластического материала, который туго натягивается на жесткую раму. Такой горизонт не дает при освещении морщин и хорошо принимает на себя любой свет и цвет.

    Каждая пара кулис наверху замыкается падугой - узким длинным полотнищем, подвешенным горизонтально. Несколько планов падуг составляют тот своеобразный «потолок» над сценической площадкой, который мы видим из зала.

    Кулисы, падуги, задник, раздержки - все это вместе составляет одежду сцены, обычно в театре имеется несколько ее комплектов: черная, белая, цветная, из материалов различной фактуры и плотности. Одежду сцены нередко шьют специально для данного спектакля по эскизам художника.

    Часть сценической коробки от «потолка» из падуг и до настоящего потолка - это и есть третий этаж сцены. Обычно в театральных зданиях расстояние от падуг до потолка в 1,5-2 раза превышает высоту от планшета сцены до падуг. В этом случае поднятые наверх декорации полностью скрыты от зрителей, сидящих в зале.

    Высоко, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к которой на тросах крепятся штанкеты - металлические трубы или деревянные брусья. На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов - для облегчения подъема и опускания штанкетов. Вся эта система называется системой подъемов. По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противопожарный занавес.

    Техника и механизмы применялись в театре с очень давних времен. Известно, например, что в античном и средневековом театрах в финале спектакля, как правило, откуда-то сверху появлялся «бог» и парил над сценой на специальном приспособлении. Он был необходим, чтобы благополучно разрешить все проблемы: наказать порок и наградить добродетель. Этот персонаж назывался по-латыни - deus ex machina (бог из машины). В нынешнем театре технические приспособления сцены не называют «машинами», но до сих пор бытует термин «машинерия» - так собирательно называют механизмы, которыми оборудована театральная коробка. А рабочих монтировочного цеха, устанавливающих и меняющих на сцене декорации, называют монтировщиками или машинистами сцены.

    При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет. Для той же цели служит круг, врезанный в планшет сцены, или вращающийся барабан, вся нижняя часть которого скрыта в трюме. В барабане обычно устроены специальные опускные площадки - плунжеры. На них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данного спектакля.

    Для подачи смонтированной декорации из карманов или с арьерсцены вместо круга иногда используют фурки - подвижные площадки на небольших колесиках. Фурки двигаются по специально установленным, направляющим «дорогам».

    У театральной техники есть и другая функция - создание сценических эффектов , необходимых по ходу действия.

    Развитие техники позволяет архитекторам осуществлять смелые проекты, вводить множество технических новшеств в театральные здания. Поднимающийся пол оркестровой ямы увеличивает и приближает к зрителю авансцену. Складные порталы и выдвигающиеся вместо них на сцену ряды кресел продолжают амфитеатр зрительного зала и почти замыкают его в кольцо. Партер освобождается от кресел и поднимается до уровня планшета сцены - сцена оказывается почти со всех сторон окруженной зрителями. Существуют и другие виды трансформации зрительного зала и сцены.

    σκηνή , букв. «палатка, шатёр») - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры , затем стала частью театрального антуража, изображая фасады зданий, задние планы (само театральное действие проходило в орхестре , позднее - в проскении).

    Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной. Сообщение между сценой и залом осуществляется посредством отверстия в передней стене сцены. Образующаяся при этом архитектурная арка носит название портала сцены (от лат. porta - ворота, вход), а пространство, заключённое внутри арки, называется зеркалом сцены .

    По горизонтальному сечению сценическая площадка слагается, как правило, из трёх частей: авансцены, сцены и арьерсцены - соответственно, передней, основной и задней частей сцены. Арьерсцена, как правило, примыкает к основной коробке, как пристройка, и служит для хранения декораций, их быстрой смены с помощью накатных площадок - фурок , создания разнообразных световых и др. эффектов. Помимо этого, сцена делится на игровую часть - лежащую в пределах видимости из зала, и боковые закулисные пространства. С боков также имеются пристройки, именуемые карманами , и также обычно оборудованные накатными площадками.

    Сцену от зала в случае пожара должен отделить пожарный занавес .

    См. также

    • Поворотный круг (театр)
    • Поворотное кольцо

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Сцена" в других словарях:

      сцена - ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

      - (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

      См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

      - (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

      - (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

      - (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

      СЦЕНА, ы, жен. 1. Специальная площадка, на к рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен.: оставить поле… … Толковый словарь Ожегова

      См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

      сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Книги

    • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
    • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория:

    Устройство сцены.

    Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

    Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

    Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

    Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

    Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

    Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

    «Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

    Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

    Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

    Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

    Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

    Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

    Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

    Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

    Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

    Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

    Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

    Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

    Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

    Пространство сцены

    Если бы у нас была возможность посмотреть на строящееся театральное здание, которое не успели закрыть крышей, то, глядя сверху вниз, мы могли бы увидеть отдельные составляющие зрелищного пространства в плане.

    Авансцена. Это участок сцены, выходящий в зрительный зал перед занавесом, используется для игры актеров в непосредственной близости от зрителей. Авансцена дает возможность режиссеру использовать “крупный план”, создать эффект “стены”, живого занавеса, вывести актера на прямое общение со зрителем, вырвать его из мира оптических иллюзий. Авансцена имеет и свои недостатки: небольшую глубину, отсутствие элементов машинизации как снизу, так и сверху, наличие нейтрального по отношению к сюжету фона при закрытом занавесе. Хотя эти недостатки легко превращаются в достоинства. Вот несколько советов: следует изготовить два-три разборных станка со съемными настилами, с помощью которых в необходимых случаях можно выдвинуться в зрительный зал на нужную глубину, построив небольшие легкие платформы на роликах (фурки), можно разместить на них элементы трансформирующихся декораций (малая механизация).

    Игровая часть или собственно сцена. Это площадка, на которой происходит действие и монтируются декорации. Точных границ она не имеет, так как декорации могут заходить и за кулисы. Поэтому принято считать границей сцены проекцию боковых рабочих площадок, а задней частью – линию соприкосновения планшета сцены с задником. Игровая часть сцены делится на планы, которые определяются кулисами или рядами софитов. Границей между авансценой и первым планом сцены служит красная линия - черта, по которой проходит занавес.

    Игровая часть сцены дает возможность сосредоточения основного оборудования для сценических эффектов и трюков, освещения, подъемно-опускных площадок, поворотного круга, верхового оборудования, штанкетов, индивидуальных подъемов, полетных устройств и т.д. Имеется возможность использования для создания разнообразных эффектов закулисного пространства. К недостаткам игровой части сцены можно отнести удаленность от зрителя и ограниченность обзора портальной стеной.

    Вот несколько полезных советов. При небольшой глубине и ширине сцены следует установить несколько разновысотных станков, ступеньки или пандусы (наклонные станки). Они не только зрительно, но и объективно увеличат сцену. Можно диафрагмировать пространство жесткими или мягкими кулисами, сближая их к горизонту, что создаст иллюзию большей глубины, а также осветить задник рассеянным светом, подсветить кулисы. При отсутствии механизации сцены ее легко создать. В условиях любительского домашнего театра для этого подойдут мебельные ролики, шарикоподшипники, колеса от детских машин и конструкторов. Установленные на ролики небольшие накладные поворотные круги, лестницы-стремянки, ступеньки, стулья, ширмы вполне заменят дорогостоящие и редко используемые в практике сложные сооружения больших театров.



    Арьерсцена или задняя сцена. Это отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части сцены. Служит для монтировки декорационного оформления, установки осветительного и проекционного оборудования, работающего на просвет.

    Арьерсцена может служить дополнительной игровой площадкой, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства. Может быть использована для создания приема “наезд камерой”. Для этого актера в окружении декораций или без них помещают на фурку и вывозят на передние планы. Арьерсцена может быть использована при создании выразительных средств теневого театра.

    К недостаткам арьерсцены можно отнести: ухудшение визуальных и акустических характеристик на большом расстоянии от зрителей.

    Можно посоветовать закрепить задник сцены, оставляя 80-100 см между ним и задней стеной, либо сделать задник из нескольких раздельных полос, что обеспечит большую маневренность зрелищу с небольшим запахом для выходов актеров в середине и по бокам. Можно использовать в качестве арьерсцены имеющиеся в задней стене двери, проемы, ниши. Для рирпроекции (теневого театра) можно использовать затянутый с одной стороны просвечивающей тканью короб с установленными в нем лампами. Он легко диафрагмируется непрозрачным материалом, создавая причудливые световые силуэты.

    Карманы. Это дополнительные площадки по бокам сцены, служащие для заготовки декораций, собранных на накатных площадках - фурках, которые, как правило, размещаются в зоне первых планов сцены.

    Карманы значительно расширяют монтировочные возможности при смене декораций во время представления. Очень плохо, если карманы, как и арьерсцена, используются в качестве хранилища для различного хлама. Советуем использовать карманы по назначению, тем самым умножая палитру выразительных средств пространства. Отсутствие карманов компенсируется имеющимися дверями, проходами. Не забудьте предварительно перекрыть их плотными занавесами от случайных шумов, света, сквозняков. Изготовьте раскладывающиеся платформы (по аналогии с солнечными батареями).

    Теперь, после краткого анализа строения сцены, по плану мысленно уберем одну из боковых стен зрелищного сооружения и посмотрим, из каких частей состоит сценическая коробка по вертикали.

    Трюм. Это пространство под сценой, которое соответствует размерам планшета сцены. Трюм представляет собой универсальное пространство для создания различного рода эффектов с помощью оборудования, располагаемого в нем (подъемно-опускные площадки, люки, механизм поворота вращающегося планшета сцены, поворотного кольца). Трюм дает возможность незаметно для зрителей подвести воду к фонтанчикам на сцене, подсветить декорации снизу, осуществить неожиданное появление или исчезновение актеров и декораций в люки-провалы. В то же время трюм - ненужный резонатор, усиливающий звуки шагов по сцене и скрип досок настила. Для того чтобы погасить акустический эффект трюма, следует использовать половик, который к тому же эстетизирует некрашеный планшет сцены. Если нет специального устройства спуска в трюм, необходимо изготовить ступеньки или уложить на пол в трюме мешки, набитые поролоном. На них по ходу представления можно спрыгнуть через люк.

    Верхняя сцена или колосники. Таковым является пространство, которое находится выше падуг и заканчивается потолком сцены. Как правило, верх сцены оканчивается колосниковой решеткой из деревянных брусьев, на которую монтируются различные блоки и передаточные механизмы. Верхняя сцена имеет несколько галерей. Первая - осветительная, на которой располагаются приборы освещения, вторая и третья - рабочие, которые служат для крепления различного декорационного оформления и других работ.

    На задней стене располагается рабочая площадка для крепления задника, горизонта, панорамы. Колосники значительно увеличивают возможности формирования пространства средствами декорации как по вертикали, так и по горизонтали, как в глубину, так и в ширину.

    К сожалению, все штанкетное оборудование ориентировано параллельно зеркалу сцены, что обедняет ракурсность подвесных элементов оформления. При отсутствии верхней сцены (колосников) и при малой высоте зрелищного пространства следует окрасить потолок черной бархатистой краской, закрепить подвесную конструкцию из сетки рабицы, натянутой на каркас, что позволит обойтись без штанкетного хозяйства для размещения на сцене подвесных элементов декораций, в том числе и одежды сцены. Изготовьте портативные блоки, которые можно крепить на подвешенной конструкции и используйте их в качестве индивидуальных подъемов декораций.

    Если вам необходимы такие эффекты, как падающий снег, проливающаяся вода, осыпающиеся листья, срывающиеся “облака” шаров, то можно самостоятельно изготовить всевозможные опрокидыватели, наполненные измельченными фольгой, полиэтиленом, пенопластом или различными по размеру воздушными шарами. В качестве таких опрокидывающихся устройств можно использовать коробки со смещенным центром тяжести, зонты, тубусы, сетки и т.п.