Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Самый большой бодибилдер — Грег Ковач: биография, интересные факты и причина смерти Грег Ковач в профессиональных рейтингах
  • Перуанская мака — что это такое
  • Февральская революция: кратко
  • Вся правда о шоколадных десертах — как правильно выбрать какао Чем заменить шоколад в выпечке
  • Как закрывать компот на зиму?
  • Кредитно денежная политика ес. Единая денежно-кредитная политика

    Кредитно денежная политика ес. Единая денежно-кредитная политика
    - 343.00 Кб

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    Кафедра

    «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

    Реферат

    На тему

    «Особенности денежно-кредитной политики Европейского Центрального Банка на современном этапе функционирования ЭВС»

    Выполнил:студент группы,

    ГМФ4-1,Шелия Дмитрий

    Научный руководитель:ст.преп.,

    Оглоблина Е.В.

    Москва 2011
    Содержание

    Введение

    В XXI веке мир вступил в эпоху глобализации. Она представляет собой высший этап международной взаимозависимости, охватывает процессы интеграции в сферах финансов, производства и международной торговли. Почти повсеместно последние десятилетия ознаменовались устойчивым ростом интереса различных стран мира, независимо от уровня их экономического развития, к процессам экономической и валютной интеграции. Многочисленные таможенные союзы и торговые соглашения, консолидация мировых валютных и финансовых рынков являются доказательствами интенсификации интеграционных процессов, протекающих в мире в начале XXI века.

    Актуальность темы исследования определяется сложными экономическими и политическими реформами, идущими в настоящее время в России и требующими как мобилизации финансовых ресурсов, так и их эффективного использования. В связи с этим для развития и модернизации российской экономики, для обоснования её интеграционной стратегии, особый интерес представляет изучение опыта, особенностей и проблем формирования Европейского экономического и валютного союза, денежно-кредитной системы ЕС, а также монетарной политики его главного регулирующего денежного центра - Европейского центрального банка. Данная курсовая работа концентрирует свое внимание на изучении наднациональной части денежно-кредитной системы ЕС, которая реализует единую денежно-кредитную политику (ДКП) на всем пространстве ЕС. Безусловно, образование Европейской валютной системы и ее последующая трансформация в Европейский валютный союз (ЕВС) на сегодня является высшим достижением европейских стран в реализации интеграционных проектов.

    Основными целями курсовой работы являются:

      • изучение основных теоретических, экономических и политических проблем, возникающих при формировании единой валютной зоны;
      • комплексное исследование формирования и функционирования денежно-кредитной системы ЕС, включая ее ведущее звено – Европейский центральный банк, выявление ее сущности и значения в международных экономических отношениях;

    Для достижения поставленных целей в работе определены следующие задачи:

      • провести сравнительный анализ теоретических моделей формирования валютных курсов и моделей открытой экономики;
      • проанализировать организацию деятельности ЕЦБ;
      • выявить особенности денежно-кредитной политики ЕЦБ;

    1 Формирование единой денежно-кредитной политики в Европе

    1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза

    1 января 1999 г. в рамках Европейского союза (ЕС) созданы Европейский экономический и валютный союз (ЭВС) и введена единая валюта для стран-членов ЭВС под названием евро, которая в течение определённого срока заменила национальные валюты соответствующих стран (ныне это 12 стран).

    Это событие является закономерным, весьма важным и в определенном смысле завершающим этапом в развитии западноевропейского интеграционного процесса, начало которому положил Римский договор, подписанный 25 марта 1957 г., о создании Европейского экономического сообщества («Общего рынка») в составе шести стран: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. С тех пор процесс интеграции в Европе, несмотря на немалые трудности и противоречия, в целом успешно развивался как вширь (с 6 до 15 стран), так и в глубь (по направлению к главной цели - формированию единого экономического пространства, в котором осуществлялось бы, независимо от национальных границ, свободное движение товаров, капиталов и людей и действовали равные для всех субъектов хозяйственной деятельности условия конкуренции на общем, т.е. объединенном рынке).

    Принцип общего рынка, на котором основывалось ЕЭС, предполагает для свободного обращения товаров и капитала если не общую валюту, то, по меньшей мере, значительную стабильность валютных курсов. Нестабильность валютных курсов делала неопределенными условия конкуренции и по этой причине дестабилизировала торговые отношения. Кроме того, стабилизация валютных курсов необходима для координации экономической политики стран-участниц союза. Едва ли мыслимо рассматривать согласованную политику подъема экономики или совместные действия по борьбе с инфляцией, когда валютная нестабильность нарушает чьи-то усилия или создает преимущество в пользу одних и наносит ущерб другим. Таким образом, достижение валютного союза являлось одним из условий дальнейшего прогресса в европейской экономической интеграции.

    1.2 Европейский центральный банк как неотъемлемая часть денежно-кредитной политики Европейского сообщества

    Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.

    Термин "Евросистема" выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.

    Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о степени соответствия данной страны критериям присоединения.

    Таблица - Доля национальных центральных банков в капитале ЕЦБ

    Источник: www.finmarket.ru

    ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.

    Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.

    Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.

    На Совет управляющих возлагаются следующие функции:

    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;

    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;

    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.

    Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС.

    При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.

    Максимальное количество служащих на 2003 г. в ЕЦБ по запланированному бюджету по зарплате 1263 человека; реальное количество служащих составило 1172. Среднемесячная зарплата служащих превышает 8000 евро (для сравнения - средняя зарплата служащих ЦБ РФ составляет 12 тыс. руб., или около 350 евро.

    1.3 Цели и функции ЕЦБ

    Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:

      • поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
      • защита и обеспечение покупательной способности евро;
      • поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
      • содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.

    Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.

    По мнению экспертов, посредством стабильных цен ЕЦБ создает общую благоприятную экономическую среду и высокий уровень занятости. Как инфляция, так и дефляция оборачиваются высокими издержками для общества как в экономическом, так и в социальном плане.

    Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят ДКП в жизнь. Между двумя уровнями существует тесная координация и согласованность, главными ориентирами при этом являются критерии соответствия той или иной страны валютному союзу. Согласование проводится на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.

    Стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ держится на двух столпах, по существу на двух подходах (two-pillar approach).

    Первый подход - исходить из ведущей роли денег в виде всей денежной массы, которая определяется агрегатом М3. С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих ЕЦБ устанавливается на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения, когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превосходит ограниченные предложения товаров и услуг. Второй подход основан на широкой оценке перспектив изменения ценовой динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.

    В целом комбинация двух подходов денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает, что денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным контролем и регулярно анализируются. Подобный подход позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные ставки на таком уровне, который наилучшим образом обеспечивает ценовую стабильность. Защищая, таким образом, покупательную способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает курс евро по отношению к другим мировым валютам (хотя сам по себе курс евро не является главным ориентиром).

    Денежно-кредитная политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях. Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров, принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне, а инструменты ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка.

    Описание

    Основными целями курсовой работы являются:
    изучение основных теоретических, экономических и политических проблем, возникающих при формировании единой валютной зоны;
    комплексное исследование формирования и функционирования денежно-кредитной системы ЕС, включая ее ведущее звено – Европейский центральный банк, выявление ее сущности и значения в международных экономических отношениях;

    Содержание

    Введение 3
    1 Формирование единой денежно-кредитной политики в Европе 5
    1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза 5
    1.2 Европейский центральный банк как неотъемлемая часть денежно-кредитной политики Европейского сообщества 6
    1.3 Цели и функции ЕЦБ 8
    2 Осуществление денежно-кредитной политики в европейском сообществе 13
    2.1 Общие принципы денежно-кредитной политики ЕЦБ 13
    2.2 Постоянно действующие механизмы 15
    2.3 Процентные ставки ЕЦБ 16
    3 Опыт осуществления единой денежно-кредитной политики 20
    3.1 Важнейшие события в денежно-кредитной политике ЕЦБ 20
    Заключение 21
    Список литературы 23

    В Уставе ЕСЦБ определены инструменты валютной политики и операции, воплощение которых разрешит системе решить возложенные на нее задачи. Ключевые инструменты валютной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулировку дисконтной ставки методом проведения депозитно-ссудных сделок и установление наименьших резервных притязаний для кредитных институтов.

    Под операциями на открытом рынке следует сознавать не обыкновенные для всех операции ЦБ на рынке ценных бумаг (в первую очередь муниципальных), а более широкий набор приспособлений денежно-кредитного регулировки, главной чертой которых считается инициатива, идущая от центрального банка.

    Главный инструмент рефинансирования.

    С его поддержкой ЕЦБ дает кредитным институтам существенные суммы капитала (приблизительно 70 - 80 % совместного размера рефинансирования). Главный инструмент рефинансирования работает методом проведения недельных количественных тендеров (аукционов) на срок 14 дней по зафиксированной ставке процента. Размер предложения выставляемых на капитала рынку безызвестен. Малая сумма заявки кредитного института - соучастника аукциона составляет 1 млн евро (сверх данной суммы предложения воспринимаются долями, составляющими более Сто тысячи евро), наибольший размер заказы, а еще их число не ограничиваются.

    Долговременный инструмент рефинансирования.

    Целью его введения ЕЦБ была подмена раньше применяемых во множистве государств - участниц ЕЭВС специализированных приспособлений кредитования, и для начала переучета векселей, которые были упразднены с начала 1999 г. Главный чертой этих устройств считался их количественно ограниченный характер, также льготная (немножко ниже рыночной) ставка процента. Долговременный инструмент рефинансирования срабатывает на ежемесячной основе в аукционной форме, при всем при этом дата проведения операции посвящена 1 неделе периода укрепления обязательных запасов. Срок предоставления кредитов равен трем месяцам.

    Операции тонкой опции и структурные операции.

    В различие от главного и долговременного инструментов рефинансирования данные операции, исполняемые ЕЦБ на открытом рынке, имеют 5 отличительных черт:

    • - веская своевременность проведения операций, обусловленная потребностью моментальной инъекции или стерилизации ликвидности валютного рынка евро;
    • - нерегулярный график и нестандартизированная операция проведения операций, зависящие от спонтанных и структурных потрясений ликвидности;
    • - ограниченный круг кредитных институтов-контрагентов, в большинстве случаев, являющихся маркет-мейкерами на явных денежных рынках;
    • - в исключительных вариантах вероятность прямого (в отсутствии посредничества 11 государственных ЦБ ЕСЦБ) участия ЕЦБ в операциях с европейскими кредитными институтами;
    • - непрозрачность отмеченных операций для денежных рынков, потому что про их проведении и итогах считается как правило замкнутой.

    Обязательные запасы.

    Вопрос о потребности подключения обязательных резервных притязаний в состав инструментов денежно-кредитной политики ЕЦБ исконно вызвал достаточно бурную дискуссию меж адептами ЦБ государств - участниц ЕЭВС. Как знаменито, основная масса ЦБ экономически развитых государств склоняется раз не к абсолютной отмене, то, как минимум, к минимизации роли устройств обязательных запасов, доказывая это сильно административным, налоговым нравом этого инструмента, значительно повышающим потери кредитных институтов.

    Многократно действующие механизмы.

    Под многократно действующими механизмами следует сознавать совокупность кратковременных операций ЕЦБ по предоставлению или изъятию ликвидности на валютном рынке евро, проводимых только лишь по инициативе кредитных институтов.

    Ставка процента по многократно работающим кредитным механизмам характеризует верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро и имеет штрафной характер. Тогда как внутридневной кредит () предоставляется государственными центральными банками ЕСЦБ кредитным институтам безвозмездно.

    Денежно- Европейского ЦБ во время масштабного мирового кризиса

    1-ый период: адаптация операционного приспособления к кризисной ситуации. 1 реакцией банковской системы еврозоны на августовские действия 2007 г. стало снижение кредитной активности и, как последствие, подъем рыночных процентных ставок и повышение спреда между ставками по обеспеченным и необеспеченным кредитам. Ответные воздействия ЕЦБ выразились в адаптации операционного приспособления к кризисной ситуации и предоставлении вспомогательного размера ликвидности имея цель стабилизации короткосрочных ставок межбанковского рынка и их сближения с официальной ставкой.

    С учетом особенности обязательных запасов, одной из первых антикризисных мер ЕЦБ стало изменение расклада к распределению ликвидности при помощи ключевых операций рефинансирования. Данная мера разрешила сгладить лишние потрясения рыночных процентных ставок и ужать спред между ими и малой ставкой привлечения (MBR ) на кредитных аукционах центрального банка.

    Иной весомой мерой стало проведение добавочных долговременных операций по рефинансированию со сроком закрытия 3, а после этого и 6 месяцев. В следствии доля долговременных операций в целом объеме операций рефинансирования повысилась практически вдвое. В соответствии с этим, центральный срок закрытия по операциям рефинансирования значимо возрос, что разрешило ослабить напряженность на валютном рынке.

    2-ой период: переход к специфическим методам регулировки. Новейший виток напряженности на экономических рынках мотивировался банкротством Lehman Brothers. Провал кого-то из ведущих крупных экономических институтов явился предлогом для серьезнейшего упадка доверия в финансовом секторе. Ослабление мировой торговли, падение потребительской убежденности и неразбериха сравнительно стойкости экономических институтов стали характеризующими факторами финансового развития. Как можно быстрее кардинальным образом поменялись возможности экономики.

    Европейский ЦБ откликнулся на сложившуюся ситуацию агрессивным снижением основных процентных ставок, трансформацией механизма управления ликвидностью и переходом к политике кредитного смягчения.

    Очередным ощутимым эффектом майского заседания стало получение Европейским инвестиционным банком статуса контрагента в операциях рефинансирования, проводимых Евросистемой. Данная мера была ориентирована на то, дабы обеспечить Европейскому инвестиционному банку вероятность роста размеров кредитования настоящего сектора.

    3 период: поиск стратегий выхода из программ стимулирования. С учетом экстраординарного масштаба принятых антикризисных мер и формирования значительного навеса ликвидности в экономике основных государств в середине 2009 г. принципиальное значение получили вопросы, связанные с исследованием стратегии выхода из программ стимулирования.

    В отношении денежно-кредитной политики в послекризисный период встает 2 основных вопроса: окажется ли набор инструментов достаточным чтобы обеспечить эффективное изъятие лишней ликвидности из экономики, и получится ли центральным банкам правильно квалифицировать эпизод выхода из программ стимулирования. Выбор времени осложняется разнонаправленным движением финансовых индикаторов: в перспективе выходы в свет показателей оживления финансовой активности сохраняются высочайшая безработица и невысокая кредитная активность.и низкая кредитная активность.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


    Для проведения единой денежно-кредитной политики зоны евро, как отмечалось, создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из Европейского центрального банка и национальных центральных банков всех стран ЕС. Основной официальной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. В ее задачи также входят разработка и проведение денежно-кредитной политики в зоне евро, проведение международных валютных операции, хранение официальных резервов иностранной валюты государств-членов и управление ими, содействие плавному функционированию платежной системы. После введения евро сложилась Евросистема (Eurosystem), которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки стран зоны евро, т.е. ЕСЦБ шире, чем Евросистема.
    Цитата
    С введением евро европейцы получили такой уровень стабильности цен, который раньше достигался лишь в отдельных странах зоны евро. Стабильность цен приносит очевидную пользу всем гражданам. Она сохраняет доходы и сбережения, а также помогает снижать стоимость заемных средств, что положительно сказывается на инвестициях, создании рабочих мест и благосостоянии в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Единая валюта придала большую динамику европейской экономике.
    В последние месяцы мы увидели еще одно преимущество евро. Финансовый кризис показывает, что во время шторма лучше быть на большом, крепком и устойчивом корабле, чем на небольшом суденышке.
    Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише, интервью журналу «China Finance» 16 февраля 2009 г.
    Руководящие органы ЕЦБ состоят из Дирекции (Executive Board), включающей от четырех до шести членов, и Совета управляющих (Governing Council), включающего членов Дирекции и управляющих национальными центральными банками стран зоны евро. Возглавляет ЕЦБ президент, избираемый сроком на восемь лет. С конца 2003 г. этот пост занимает француз Жан-Клод Трише.
    Совет управляющих определяет денежно-кредитную политику ЭВС, устанавливает процентные ставки и управляет официальными резервами ЕСЦБ. Дирекция превращает решения Совета управляющих в инструкции национальным центральным банкам. Исключительное право санкционировать эмиссию евро имеет Совет управляющих ЕЦБ, а выпускать денежные знаки могут ЕЦБ и национальные центральные банки.
    Единая денежно-кредитная политика состоит из двух частей - собственно политики и стратегии.
    Денежно-кредитная политика ЕЦБ проводится аналогично тому, как это происходит в любой стране. ЕЦБ регулирует распределение денежной массы между финансовыми учреждениями, государством и компаниями. Для этого используются традиционные инструменты: операции на открытом рынке, суточные ссуды и депозиты, норматив минимальных обязательных резервов. Отличие состоит в том, что вся денежно-кредитная политика ЕЦБ проводится на децентрализованной основе. ЕЦБ принимает решения и устанавливает правила их исполнения. Практические же действия совершают национальные центральные банки в строгом соответствии с инструкциями ЕЦБ.
    Операции на открытом рынке регулируют спрос и предложение на ликвидные средства в зоне евро. ЕЦБ определяет условия проведения операций, а осуществляют их национальные центральные банки. Так, испанские коммерческие банки получают денежные средства от Банка Испании, немецкие - от Бундесбанка и т.п. В тендерах могут участвовать все финансовые институты зоны евро, допущенные к операциям ЕСЦБ.
    В ЕСЦБ используется четыре вида операций на открытом рынке. Главный из них - основные операции рефинансирования (main refinancing operations - MRO). Именно через них передается основная часть средств, направляемых ЕСЦБ банковскому сообществу. Ликвидность предоставляется сроком на одну неделю посредством торгов, которые проводятся раз в неделю на стандартных условиях. В начале торгов объявляется ставка-ориентир (marginal rate) для данного недельного тендера. Коммерческие банки делают заявки на получение средств, и каждый из них указывает приемлемую для него ставку, которая не может быть ниже ставки-ориентира.
    Традиционно все стандартные операции рефинансирования ЕЦБ проводятся по множественной ставке, или в форме так называемого американского тендера. Его суть состоит в том, что каждый участник (банк) может подать две заявки и более с указанием разных сумм и разных ставок. При этом участники не знают объема всех поданных заявок. Удовлетворение заявок идет сверху вниз: от более высоких к более низким ставкам предложения. Часть заявок - по минимальным ставкам - не удовлетворяется. Обычно объем заявок на 20-50% превышает объем фактического рефинансирования.
    Для примера рассмотрим, как проходил тендер по операциям MRO № 20080034 в середине 2008 г. Тендер был объявлен 6 мая, заявки принимались до 9 ч. 30 мин. Дата начала кредитования - 7 мая, дата возврата заемных средств - 14 мая, т.е. срок кредитования - семь дней. Ставка рефинансирования ЕЦБ составляла 4%. Минимальная ставка по данному тендеру была объявлена на уровне 4,26%. В тендере участвовало 304 финансовых института зоны евро. Заявок было подано на общую сумму 229,3 млрд евро. Всего было размещено средств на сумму 150,0 млрд евро. По итогам торгов средневзвешенная ставка рефинансирования составила 4,29%.
    При операциях длительного рефинансирования (long-term refinancing operations - LTRO) торги проходят раз в месяц, а продолжительность сделки составляет три месяца. Таким образом, посредством недельных тендеров ЕСЦБ формирует процентные ставки межбанковского рынка, а в ходе месячных тендеров использует уже сложившиеся ставки.
    Все кредитные операции проводятся в зоне евро на условиях 100%-ного залогового обеспечения. Когда коммерческий банк получает кредит от национального центрального банка по линии MRO или LTRO, он передает центральному банку ценные бумаги в качестве гарантии возврата займа.
    Операции тонкой настройки (fine-tuning operations) предназначены для того, чтобы сглаживать неожиданные перепады спроса и предложения на денежном рынке. Их задача - сохранение ровной динамики рыночных процентных ставок. Структурные операции тоже проводятся нерегулярно. Их задача - корректировка позиции ЕСЦБ по отношению к банковской системе на достаточно продолжительное время.
    В операциях рефинансирования (MRO, LTRO), как это следует из их названия, центральные банки кредитуют коммерческие банки под залог ценных бумаг. В операциях тонкой настройки и в структурных операциях используются не только возвратные сделки (займы), но и прямые сделки по купле-продаже ценных бумаг. Соответственно поток денежных средств может идти как от центральных банков в сторону коммерческих, так и в обратном направлении.
    Суточные ссуды и депозиты (в зоне евро они официально именуются «standing facilities» - «постоянные инструменты») позволяют финансовым институтам зоны евро управлять ликвидностью в конце рабочего дня, когда межбанковский рынок закрывается. Благодаря суточной ссуде коммерческий банк может совершить платеж при отсутствии собственных достаточных средств. Суточный депозит позволяет ему разместить под процент (пусть небольшой) неожиданно образовавшиеся свободные средства. Как правило, ставка по суточным депозитам на 1% ниже ставки по основным операциям рефинансирования, а ставка по суточным кредитам - на 1% выше ее. Две названные ставки служат соответственно нижним и верхним пределами рыночной ставки овернайт.
    Норма обязательных резервов определяется в зоне евро решением ЕЦБ. Данный инструмент широко используется центральными банками многих стран мира. Повышение нормы обязательных резервов означает, что коммерческие банки должны отдать на хранение центральным банкам дополнительные средства. Это ограничивает их возможности финансировать предприятия и в конечном счете сдерживает рост экономики. Понижение нормы обязательных резервов, наоборот, стимулирует инвестиционную активность. С начала действия ЭВС норма обязательных резервов в зоне евро составляет 2% пассивов банка сроком до двух лет. На размещенные обязательные резервы начисляются проценты.
    По правилам ЕЦБ норматив обязательного резервирования должен выполняться в среднем в течение четырех недель. Поэтому, если в первую неделю коммерческий банк выполнял норматив на 1% вместо 2%, то в одну из последующих недель он должен продержать на счете центрального банка уже 3% имеющихся у него средств. Если у коммерческого банка в данный момент недостает свободных средств, чтобы выполнить норматив обязательного резервирования, он может обратиться в национальный центральный банк за кредитом. Именно такие кредиты выдаются в Евросистеме в рамках основных операций рефинансирования (МЯО). Поэтому срок выполнения норматива обязательного резервирования кратен частоте проведения тендеров по МЯО: соответственно четыре недели и одна неделя.
    Таким образом, круг денежно-кредитной политики замыкается. Коммерческие банки обязаны держать в национальных центральных банках часть собственных средств, а для пополнения этих резервов они могут обращаться в центральный банк за кредитами. Следует особо отметить, что ставки, которые устанавливает ЕЦБ по операциям на открытом рынке, непосредственно влияют на другие процентные ставки в зоне евро. В первую очередь они отражаются на ставках межбанковского рынка, а уже через них - на ставках, по которым коммерческие банки кредитуют население и бизнес.
    В зоне евро существует две основные межбанковские ставки. Ставка EONIA (еит overnight index average) рассчитывается как средневзвешенная ставка по необеспеченным суточным займам в евро, согласно заявлениям определенной группы банков. Обычно она идет точно вслед за ставкой по основным операциям рефинансирования ЕЦБ. EURIBOR (euro interbank offered rate) - это ставка, по которой первоклассный банк готов предоставить средства в евро другому первоклассному банку. Она рассчитывается ежедневно по межбанковским депозитам сроком на 1, 3, 6 и 12 месяцев как средняя ежедневных ставок предложений репрезентативной группы первоклассных банков. Представление о соотношении основных ставок в зоне евро можно получить на основании рис. 12.1 и 12.2.

    Источник: данные ЕЦБ URL: www.ecb.int


    Примечание. Все ставки (кроме овердрафтов) по кредитам домашним хозяйствам и нефинансовым корпорациям отражают условия займов, вновь выданных в августе 2009 г.
    Источник: данные ЕЦБ. URL: www.ecb.int

    Нетрудно заметить, что ставки ЕЦБ - как по кредитам, так и по депозитам - обозначают нижнюю границу, существующую на межбанковском и на клиентском денежных рынках. Во второй половине 2009 г. ставки ЕЦБ находились на исторически низком уровне, что объяснялось вступлением зоны евро в стадию рецессии и падением темпов инфляции
    до отрицательных величин. Своего максимального значения ставка по основным операциям рефинансирования достигала в октябре 2000 г., когда она составила 4,75% годовых.
    Мировой экономический кризис стал для ЕЦБ настоящим испытанием на прочность. Чтобы не допустить массовых неплатежей и банковской паники, он предпринял серию активных действий, часть из которых проводилась совместно с денежными властями США, Японии, Великобритании, Швейцарии и других стран. Основным каналом антикризисной политики стали операции на открытом рынке. Именно они обеспечили платежеспособным коммерческим банкам непрерывный доступ к ликвидности. В сентябре 2008 г. ЕЦБ значительно увеличил объем ликвидности, предоставляемой посредством стандартных недельных тендеров. Одновременно он проводил операции тонкой настройки, посредством которых с рынка изымались временные излишки ликвидности.
    Кардинальное значение имело принятое в октябре 2008 г. беспрецедентное решение о проведении кредитных тендеров с фиксированной ставкой при полном обеспечении поданных заявок. Также были расширены сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования: сначала с трех до шести месяцев, а в июне 2009 г. - до 12 месяцев. ЕЦБ облегчил требования к залоговым активам и расширил спектр принимаемых в обеспечение ценных бумаг. Ввиду острой нехватки на европейском рынке долларовых активов ЕЦБ провел невиданные по масштабам вливания долларовой ликвидности. Все тендеры в американской валюте имели фиксированную ставку и полное покрытие.
    В 2010 г. по мере прекращения кризисных явлений денежно-кредитная политика ЕЦБ начала возвращаться к прежнему набору инструментов. Следует ожидать, что в дальнейшем будет возобнавлено проведение основных операций рефинансирования по множественной ставке с неполным покрытием. В любом случае полученный в 2008-2009 гг. опыт позволил банку существенно расширить арсенал действий в экстренных ситуациях.
    Денежно-кредитная стратегия направлена на реализацию главной цели ЕЦБ - поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Для этого ЕЦБ сначала определяет, какой уровень инфляции обеспечивает стабильность цен. Согласно официальной формулировке «под стабильностью цен принимается годовой прирост гармонизированного индекса потребительских цен, составляющий во всей зоне евро менее 2%». Это означает, что падение цен (дефляция) не считается приемлемым. Ценовая стабильность в рамках указанного 2%-ного норматива поддерживается на среднесрочной основе. Иными словами, краткосрочное отклонение реальной инфляции вверх или вниз от установленного показателя не ведет к автоматическому введению экстренных мер.
    Полезно запомнить
    Главная цель Европейского центрального банка - поддержание стабильности цен в зоне евро. Цены считаются стабильными, если гармонизированный индекс потребительских цен увеличивается примерно на 2% в год.
    Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков всех стран ЕС.
    Евросистема состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков стран зоны евро.
    В операциях рефинансирования, проводимых в зоне евро, ЕЦБ определяет условия предоставления кредитов. Сам же он операций не проводит. Их осуществляют национальные центральные банки: предоставляют займы коммерческим банкам своих стран на условиях, утвержденных ЕЦБ. Эта же схема действует и в других операциях на открытом рынке.
    На протяжении всей истории существования зоны евро инфляция оставалась весьма умеренной. Обычно она держалась в пределах 2,0-2,5% годовых. И только в 2008 г. из-за взлета мировых цен на топливо и продовольствие она поднялась до 3,3%. Однако в 2009 г. рост цен замедлился, а в конце года наблюдались признаки дефляции (абсолютного падения цен). В 2010 г. инфляция составляла 1-1,5%.
    В целях управления инфляцией ЕЦБ также регулирует количество денег в обращении. Для этого используется денежный агрегат М3, который включает: наличные деньги, средства на текущих счетах, а также средства на срочных счетах и государственные ценные бумаги. С момента введения евро ориентир роста денежной массы составляет 4,5% в год. Он, так же как и показатель стабильности цен, определяется на среднесрочную перспективу. Его нарушение не ведет к моментальному изменению денежно-кредитной политики ЕЦБ, например процентных ставок. На практике зоне евро не удается выполнять данный ориентир. Прирост денежной массы, как правило, составляет 6-10% в год, хотя в конце 2009 г. показатель упал ниже нормативного значения.
    Единые требования к участникам и активам. В Евросистеме действуют единые правила в отношении финансовых институтов, допущенных к операциям ЕСЦБ, и используемым в них активам. В ее операциях могут участвовать только те расположенные в зоне евро финансовые институты, которые выполняют требование об обязательных минимальных резервах.
    Первоначально активы, разрешенные для операций ЕСЦБ, делились на два типа: первого класса (tier one) и второго класса (tier two). Первый уровень включал обращающиеся на бирже долговые обязательства, удовлетворяющие отборочным критериям ЕЦБ. Второй уровень состоял из биржевых и внебиржевых активов, которые имеют большое значение для финансовых рынков и банковских систем государств-членов. Квалификационные требования к активам второго класса устанавливались национальными центральными банками с последующим утверждением ЕЦБ. Согласно официальной позиции названная градация не подразумевала деления активов по качеству на первосортные и второсортные. Однако фактически сфера применения активов первого класса была намного шире, чем активов второго класса.
    С 1 января 2007 г. ввиду возросшей интеграции финансовых рынков зоны евро деление активов на два уровня было упразднено. Вместо этого был введен единый свод требований к активам, что позволило банкам использовать в качестве залога как национальные ценные бумаги, так и ценные бумаги эмитентов из стран-партнеров.
    Система ТАРГЕТ - Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени (Trans-European Automated Real-time Gross Settlement
    Express Transfer - TARGET) была первоначально создана для обслуживания операций между ЕЦБ и национальными центральными банками. Ныне она используется как для проведения единой денежно-кредитной политики Евросистемы, так и для коммерческих расчетов. Система позволила сократить время прохождения трансграничных платежей до сроков, присущих внутренним расчетам. ТАРГЕТ состоит из трех элементов: 1) национальных систем валовых расчетов в режиме реального времени во главе с национальным центральным банком; 2) системы взаимосвязи между ними и 3) Европейского центрального банка. Действует она на децентрализованной основе, т.е. трансграничные платежи проходят через национальные центральные банки, минуя ЕЦБ.
    Словосочетание «валовые расчеты» в названии системы означает, что платежи между операторами производятся не на основе взаимных зачетов, а в полном объеме. В 1960е и 1970-е годы большинство систем трансграничных расчетов функционировали именно в режиме взаимозачетов, т.е. с заданной периодичностью расчетный центр выводил для каждого участника его сальдо. Итоговый расчет проводился после того, как нетто-дебиторы вносили на счет расчетного центра ликвидность, которая распределялась между нетто-кредиторами. Такие системы назывались неттинговы- ми - именно так функционировал Европейский платежный союз (см. гл. 7, п. 2). Развитие информационных технологий позволило создать системы валовых расчетов, или брутто- расчетов, которые свободны от риска массовых неплатежей в случае дефолта одного или нескольких нетто-дебиторов.
    По своей природе ТАРГЕТ рассчитана на обработку особо крупных платежей на сумму более 1 млн евро. Стоимость одной операции составляет от 0,8 до 1,75 евро. Через систему осуществляются платежи, связанные с операциями ЕСЦБ и регулированием дневного сальдо систем нетто-расчетов, межбанковские расчеты по сделкам на денежном рынке и валютообменным операциям. В 2010 г. ТАРГЕТ ежедневно обслуживала около 350 тыс. платежей на общую сумму 2,5 трлн евро. Средний размер межбанковского платежа составлял млн евро. В среднем он обрабатывался за 40 секунд.
    Механизм обменных курсов-2. Для организации валютного сотрудничества между участниками и аутсайдерами зоны евро создан второй вариант механизма обменных курсов - МОК-2 (Exchange Rate Mechanism-2). Он вступил в действие с января 1999 г. одновременно с началом функционирования валютного союза.
    В 2010 г. в МОК-2 участвовало четыре страны: Дания (с января 1999 г.), Литва и Эстония (с июня 2004 г.), а также Латвия (с мая 2005 г.) Механизм предусматривает, что национальные валюты привязываются к евро в пределах ±15%. При этом национальные центральные банки могут заключить с ЕЦБ соглашение о более узких пределах колебаний (для датской кроны, например, они составляют ±2,25%). Двухлетнее участие в МОК-2 без девальваций является обязательным условием для приема страны в ЭВС. Поэтому такие страны, как Великобритания, Швеция, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария и Румыния, не участвующие ныне в МОК-2, не могут перейти на евро ранее 2013 г.
    Выводы, проблемы, тенденции ЭВС - наиболее крупный и успешный проект ЕС последних 20 лет. По своему значению он стоит в одном ряду с созданием единого внутреннего рынка и расширением Евросоюза на восток. Десять лет функционирования валютного союза доказали его жизнеспособность и устойчивость, в том числе в условиях глобального экономического кризиса. Переход к единой валюте дал мощный толчок европейской интеграции, заметно усилил позиции Евросоюза в мире, хотя его позитивное влияние на экономический рост в ЕС остается под вопросом. Общая экономическая политика ЕС распространяется на все государства-члены вне зависимости от их участия в зоне евро. Ее основные задачи - содействовать выработке единого экономического курса 27 стран ЕС и таким образом улучшить качество их единого внутреннего рынка. Большинство инструментов общей экономической политики направлено на поддержание ценовой стабильности и низких процентных ставок, а также на оздоровление государственных финансов. Поэтому органы ЕС могут лишь косвенно влиять на экономический рост и занятость. Денежно-кредитная политика ЕЦБ распространятся в основном на зону евро. ЕЦБ использует широкий спектр инструментов, позволяющий ему управлять денежной массой и успешно выполнять свою главную цель - поддерживать ценовую стабильность. В конце 2008 - начале 2009 г. банк предпринял серию экстренных мер, что позволило смягчить кризис ликвидности и предотвратить банковскую панику. Закономерный на этом фоне рост авторитета ЕЦБ, с одной стороны, содействует укреплению роли ЕС в международных экономических организациях и форумах, а с другой - создает почву для конкуренции между главным банком зоны евро и руководящими органами Евросоюза, особенно Советом и Комиссией.
    Контрольные вопросы Каким образом создание валютного союза и введение единой валюты может содействовать экономическому росту? Какую подготовительную работу провели органы ЕС и государства-члены, чтобы перейти к единой валюте? Каково экономическое предназначение критериев конвергенции? По какой причине был пересмотрен Пакт стабильности и роста? Почему итоговая ставка в основных операциях рефинансирования оказывается выше объявленной? Какие функции выполняет система ТАРГЕТ?
    Литература
    Основная
    Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. С. 36-48, 65-75.
    Денежно-кредитная политика ЕЦБ. Франкфурт-на- Майне, 2004. С. 47-67, 91-108.
    The implementation of monetary policy in the euro area. ECB, November 2008. P. 7-33. URL: http://www. ecb.int
    Дополнительная
    EMU@10: Success and challenges after ten years of the Economic and Monetary Union / European Economy. 2008. No. 2. P. 285-294. URL: http://ec.europa.eu
    10th anniversary of the ECB. ECB, 2009. P. 7-17. URL: http://www. ecb.int
    Trichet J.-C. Lessons from the financial crisis. Keynote address at the «Wirtschaftstag 2009» organised by the Volksbanken and Raiffeisenbanken. Frankfurt a. M. 2009. 15 Oct. URL: http:// www. ecb.int

    В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе . Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

    Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению.Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.

    Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:

    • осуществление консультаций ЕСЦБ;
    • сбор и обработка статистической информации;
    • подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
    • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
    • принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;
    • подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
    • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.

    Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

    Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:

    1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.

    2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.

    Бюджетная политика
    Основные направления бюджетной политики в Европейском Союзе
    Рост вмешательства государства в экономику, особенно в условиях финансово-

    экономического и долгового кризиса, неизбежен. Государство аккумулирует необходи-

    мые для своего функционирования ресурсы, составляющие значительную часть ВВП.

    Важнейшим видом ресурсов являются финансовые средства, поэтому ключевым ком-

    понентом общественного сектора национальной экономики выступают государственные

    финансы, прежде всего, бюджет, его доходы и расходы.

    ческих отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и после-

    дующим использованием денежных фондов, предназначенных для осуществления

    функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. В

    материальном смысле бюджет можно рассматривать как фонд финансовых ресурсов,

    создаваемых для покрытия государственных расходов. «Государственный бюджет –

    центральное звено финансовой системы государства …важнейший инструмент дости-

    жения финансовой политики государства».

    Бюджетная политика подразумевает воздействие государства на уровень деловой

    активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения; она

    влияет на уровень национального дохода и направлена против неблагоприятных изме-

    нений экономической конъюнктуры, связанных, в частности, с безработицей. Иногда в

    качестве синонима бюджетно-налоговой политики применяется термин фискальная по-

    В настоящем исследовании бюджетная политика понимается как определяемый на

    законодательной основе процесс аккумулирования и расходования финансовых

    средств, обеспечивающих исполнение государством возложенных на него функций.

    Бюджетная политика представляет собой ключевой инструмент макроэкономиче-

    ской политики, имеющей целью поддержать стабильный рост, противодействовать кри-

    зисам и инфляции, а также обеспечить высокую степень занятости человеческих ресур-

    сов. Бюджет служит материальной основой осуществления государством своих функ-

    ций, в особенности социального характера.

    Все больше средств перераспределяется

    через бюджет и социальные фонды. Побочные эффекты глобализации вынуждают

    страны прибегать к протекционизму, что негативно отражается на их стремлении пере-

    распределять ресурсы на наднациональном уровне.

    С одной стороны, вопросы, относящиеся к Общей бюджетной политике, чрезмерно

    политизированы, с другой – неотделимы от европейской интеграции. «Политически

    Общий бюджет ЕС является уникальным совместным проектом большого количества стран, которые решили объединить [частично] свои ресурсы для решения общих за-

    дач», расходы Общего бюджета можно расценить как «инвестиции в будущее континен-

    Бюджет ЕС, однако, до сих пор остается экономическим инструментом низкой

    эффективности.

    Наибольшую актуальность для бюджетной политики Союза представляет следую-

    щая ключевая проблема: Общий бюджет должен находить компромисс между часто

    несовместимыми национальными интересами и парадигмами, а также «меж институци-

    ональной борьбой за власть [наднациональных структур ЕС]»

    продолжение: http://www.imemo.ru/ru/publ/2012/12030.pdf


    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    Кафедра
    «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

    Реферат
    На тему
    «Особенности денежно-кредитной политики Европейского Центрального Банка на современном этапе функционирования ЭВС»

    Выполнил:студент группы,
    ГМФ4-1,Шелия Дмитрий
    Научный руководитель:ст.преп.,
    Оглоблина Е.В.

    Москва 2011
    Содержание

    Введение

    В XXI веке мир вступил в эпоху глобализации. Она представляет собой высший этап международной взаимозависимости, охватывает процессы интеграции в сферах финансов, производства и международной торговли. Почти повсеместно последние десятилетия ознаменовались устойчивым ростом интереса различных стран мира, независимо от уровня их экономического развития, к процессам экономической и валютной интеграции. Многочисленные таможенные союзы и торговые соглашения, консолидация мировых валютных и финансовых рынков являются доказательствами интенсификации интеграционных процессов, протекающих в мире в начале XXI века.
    Актуальность темы исследования определяется сложными экономическими и политическими реформами, идущими в настоящее время в России и требующими как мобилизации финансовых ресурсов, так и их эффективного использования. В связи с этим для развития и модернизации российской экономики, для обоснования её интеграционной стратегии, особый интерес представляет изучение опыта, особенностей и проблем формирования Европейского экономического и валютного союза, денежно-кредитной системы ЕС, а также монетарной политики его главного регулирующего денежного центра - Европейского центрального банка. Данная курсовая работа концентрирует свое внимание на изучении наднациональной части денежно-кредитной системы ЕС, которая реализует единую денежно-кредитную политику (ДКП) на всем пространстве ЕС. Безусловно, образование Европейской валютной системы и ее последующая трансформация в Европейский валютный союз (ЕВС) на сегодня является высшим достижением европейских стран в реализации интеграционных проектов.
    Основными целями курсовой работы являются:
        изучение основных теоретических, экономических и политических проблем, возникающих при формировании единой валютной зоны;
        комплексное исследование формирования и функционирования денежно-кредитной системы ЕС, включая ее ведущее звено – Европейский центральный банк, выявление ее сущности и значения в международных экономических отношениях;
    Для достижения поставленных целей в работе определены следующие задачи:
        провести сравнительный анализ теоретических моделей формирования валютных курсов и моделей открытой экономики;
        проанализировать организацию деятельности ЕЦБ;
        выявить особенности денежно-кредитной политики ЕЦБ;

    1 Формирование единой денежно-кредитной политики в Европе

    1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза

    1 января 1999 г. в рамках Европейского союза (ЕС) созданы Европейский экономический и валютный союз (ЭВС) и введена единая валюта для стран-членов ЭВС под названием евро, которая в течение определённого срока заменила национальные валюты соответствующих стран (ныне это 12 стран).
    Это событие является закономерным, весьма важным и в определенном смысле завершающим этапом в развитии западноевропейского интеграционного процесса, начало которому положил Римский договор, подписанный 25 марта 1957 г., о создании Европейского экономического сообщества («Общего рынка») в составе шести стран: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. С тех пор процесс интеграции в Европе, несмотря на немалые трудности и противоречия, в целом успешно развивался как вширь (с 6 до 15 стран), так и в глубь (по направлению к главной цели - формированию единого экономического пространства, в котором осуществлялось бы, независимо от национальных границ, свободное движение товаров, капиталов и людей и действовали равные для всех субъектов хозяйственной деятельности условия конкуренции на общем, т.е. объединенном рынке).
    Принцип общего рынка, на котором основывалось ЕЭС, предполагает для свободного обращения товаров и капитала если не общую валюту, то, по меньшей мере, значительную стабильность валютных курсов. Нестабильность валютных курсов делала неопределенными условия конкуренции и по этой причине дестабилизировала торговые отношения. Кроме того, стабилизация валютных курсов необходима для координации экономической политики стран-участниц союза. Едва ли мыслимо рассматривать согласованную политику подъема экономики или совместные действия по борьбе с инфляцией, когда валютная нестабильность нарушает чьи-то усилия или создает преимущество в пользу одних и наносит ущерб другим. Таким образом, достижение валютного союза являлось одним из условий дальнейшего прогресса в европейской экономической интеграции.

    1.2 Европейский центральный банк как неотъемлемая часть денежно-кредитной политики Европейского сообщества

    Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.

    Термин "Евросистема" выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
    Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о степени соответствия данной страны критериям присоединения.

    Таблица - Доля национальных центральных банков в капитале ЕЦБ

    Источник: www.finmarket.ru
    ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
    Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.
    Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
    На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;
    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
    Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС.
    При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.
    Максимальное количество служащих на 2003 г. в ЕЦБ по запланированному бюджету по зарплате 1263 человека; реальное количество служащих составило 1172. Среднемесячная зарплата служащих превышает 8000 евро (для сравнения - средняя зарплата служащих ЦБ РФ составляет 12 тыс. руб., или около 350 евро.

    1.3 Цели и функции ЕЦБ

    Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
        поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
        защита и обеспечение покупательной способности евро;
        поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
        содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
    Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
    По мнению экспертов, посредством стабильных цен ЕЦБ создает общую благоприятную экономическую среду и высокий уровень занятости. Как инфляция, так и дефляция оборачиваются высокими издержками для общества как в экономическом, так и в социальном плане.
    Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят ДКП в жизнь. Между двумя уровнями существует тесная координация и согласованность, главными ориентирами при этом являются критерии соответствия той или иной страны валютному союзу. Согласование проводится на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.
    Стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ держится на двух столпах, по существу на двух подходах (two-pillar approach).
    Первый подход - исходить из ведущей роли денег в виде всей денежной массы, которая определяется агрегатом М3. С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих ЕЦБ устанавливается на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения, когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превосходит ограниченные предложения товаров и услуг. Второй подход основан на широкой оценке перспектив изменения ценовой динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.
    В целом комбинация двух подходов денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает, что денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным контролем и регулярно анализируются. Подобный подход позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные ставки на таком уровне, который наилучшим образом обеспечивает ценовую стабильность. Защищая, таким образом, покупательную способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает курс евро по отношению к другим мировым валютам (хотя сам по себе курс евро не является главным ориентиром).
    Денежно-кредитная политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях. Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров, принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне, а инструменты ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка.
    Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся. Особенность концепции ГИПЦ определяется не столько его низким количественным измерением (хотя это тоже важно), сколько тем, что с его помощью можно выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того чтобы оценить, насколько в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем национальном определении индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как соотношение суммы стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде и суммы стоимости этого же набора в предыдущем (базисном) периоде.
    Главная идея ГИПЦ заключается в том, чтобы выделить и дифференцировать воздействие на него наиболее существенных факторов. Эксперты Евростата считают, что, например, выделение энергетического компонента ГИПЦ связано с большим влиянием на него цен на нефть; разделение продовольственных товаров на продукты питания и сырье обусловлено тем, что сезонные колебания и погодные условия влияют на этот компонент (как это было в 2002 г.) в большей степени, чем на готовые продукты питания. Несмотря на то что ГИПЦ в отношении информации и ценовой стабильности отводится ведущая роль, тем не менее в данной концепции заложены некие противоречия и недостатки, которые мешают объективно определить реальный уровень цен в Еврозоне.
    Основные операции по рефинансированию кредитных организаций главным образом направлены на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях используются следующие инструменты:
    основные операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14 дней;
    долгосрочные рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех месяцев;
    залоговые кредиты (операции класса РЕПО);
    кредиты "овернайт" (однодневные кредиты) и др.
    Управление ликвидностью играет важную роль в реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в ликвидных средствах, которые возникают из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов. Последние относятся к некоторым статьям баланса центрального банка, как, например, наличные деньги (банкноты) в обращении, средства правительства и чистые иностранные активы.
    Одновременно для регулирования ликвидности в банковской системе ЕЦБ и национальные центральные банки привлекают денежные средства кредитных организаций на свои депозитные счета в том случае если эти средства являются избыточными, а кредитные организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.

    Операции на открытом рынке (в понимании и практике ЕЦБ) - это операции, совершаемые по инициативе центрального банка на финансовых рынках.
    Согласно такому аукциону предложения выше предельных ставок (ставки усечения, которые устанавливает Совет управляющих) удовлетворяются полностью и в первую очередь по предложенным ставкам покупателей, тогда как предложения по предельным ставкам удовлетворяются в последнюю очередь и пропорционально.
    Тенденции таковы, что среднее количество участников торгов краткосрочного рефинансирования (MROs) сокращается. Только за 2002 г. количество контрагентов уменьшилось на 25%. Хотя в то же время общая сумма торгов (покупка краткосрочных кредитов со стороны коммерческих банков и других кредитных институтов) удвоилась.
    Дело не в том, что все меньше банков нуждается в рефинансировании непосредственно из Евросистемы для поддержания своей ликвидности. На самом деле, конкуренция за получение краткосрочных кредитов (MROs), а также на рынке "овернайт" (однодневных кредитов) сохраняется на высоком уровне. В таком случае, сокращение числа участников в краткосрочном рефинансировании (MROs) объясняется продолжающейся консолидацией банковской индустрии в Еврозоне, ростом концентрации активности по управлению портфелями казначейскими и другими ценными бумагами внутри банковских групп и, наконец, возросшей эффективностью денежного рынка, что отсекло часть контрагентов, желающих заимствовать ликвидность непосредственно из Евросистемы.
    2 Осуществление денежно-кредитной политики в европейском сообществе

    2.1 Общие принципы денежно-кредитной политики ЕЦБ

    Задачу ЕЦБ можно сформулировать следующим образом: в целях поддержания ценовой стабильности в среднесрочной перспективе Совет управляющих ЕЦБ должен влиять на конъюнктуру денежного рынка и, следовательно, на уровень краткосрочных процентных ставок. При этом центральному банку постоянно приходится действовать в условиях практически полной непредсказуемости, причем как в отношении потенциальных источников шоковых явлений в экономике, так и в отношении существования причинно-следственных связей, прямых и косвенных, между различными макроэкономическими переменными. С учетом всех перечисленных выше обстоятельств можно попробовать выделить несколько главных особенностей успешной денежно-кредитной политики.
    Во-первых, как подчеркивалось, денежно-кредитная политика будет намного эффективнее, если она будет жестко фиксировать инфляционные ожидания. Для этого центральному банку нужно определить свою цель, разработать и последовательно применять на практике порядок проведения денежно-кредитной политики, а также четко и ясно информировать об этом общественное мнение. Только таким путем можно завоевать высокий уровень доверия, без которого невозможно воздействовать на ожидания экономических субъектов.
    Во-вторых, поскольку передаточный механизм срабатывает с определенной задержкой, изменения, которые вносятся в денежно-кредитную политику сегодня, проявятся в уровне цен лишь по прошествии нескольких кварталов или даже лет. Это означает, что центральные банки должны ясно понимать, какую политику им нужно проводить сегодня, чтобы обеспечивать ценовую стабильность в будущем, когда передаточный механизм сработает. В этом смысле денежно-кредитная политика должна быть рассчитана на перспективу.
    Поскольку из-за задержек в работе передаточного механизма денежно-кредитная политика не в состоянии амортизировать непредвиденные краткосрочные последствия шоковых явлений для ценовой стабильности (вызванные, например, изменением цен на сырьевые товары на мировом рынке), определенная волатильность краткосрочных показателей инфляции становится неизбежной. Кроме того, с учетом сложной механики передаточного процесса при прогнозировании последствий денежно-кредитной политики всегда присутствует большая доля неопределенности. По этим причинам денежно-кредитная политика должна быть нацелена на среднесрочную перспективу, чтобы не допускать излишнего вмешательства в развитие реальной экономики и не привносить в нее ненужную волатильность.
    И, наконец, как и в случае с любым другим центральным банком, в деятельности ЕЦБ неизбежно присутствует значительный элемент неопределенности, в том числе, в отношении достоверности экономических показателей, структуры экономики и порядка работы передаточного механизма денежно-кредитной политики. Поэтому успешная денежно-кредитная политика должна строиться на широкой основе, с использованием всей необходимой информации, позволяющей составить правильное представление о том, под влиянием каких факторов происходят те или иные изменения в экономике. Успешная денежно-кредитная политика не может опираться на какую-то одну экономическую модель.
    ЕЦБ утвердил и провозгласил стратегию денежно-кредитной политики, призванную обеспечить последовательный и систематический подход к принятию решений в области денежно-кредитной политики. В основе данной стратегии лежат вышеперечисленные общие принципы с тем, чтобы центральный банк мог выполнить поставленные перед ним задачи. Цель стратегии – обеспечить всеобъемлющую нормативно-правовую базу для принятия решений о необходимом уровне процентной ставки по краткосрочным кредитам.
    Первый элемент стратегии ЕЦБ в области денежно-кредитной политики касается количественного определения ценовой стабильности. Кроме того, эта стратегия также предусматривает определенный порядок, согласно которому Совет управляющих обязан провести оценку всей необходимой информации и аналитических отчетов для принятия решений о перспективах денежно-кредитной политики и, таким образом, обеспечить поддержание ценовой стабильности. С этой целью стратегия также предусматривает определенный порядок разъяснения принимаемых решений общественности в простой и доступной форме. В последующих разделах данной главы эти элементы стратегии рассматриваются более подробно.

    2.2 Постоянно действующие механизмы

    Как уже отмечалось выше, в рамках Евросистемы денежно-кредитная политика реализуется в том числе через установление процентных ставок для постоянно действующих механизмов. Благодаря постоянно действующим механизмам, контрагенты, если у них возникает такая потребность, могут привлекать или депонировать ликвидные средства на срок «овернайт», т.е. до начала следующего рабочего дня. Контрагенты, при условии, что они удовлетворяют установленным требованиям, могут воспользоваться двумя постоянно действующими механизмами: резервным механизмом ломбардного («овернайт») кредитования и депозитным механизмом. Банкам не выгодно прибегать к услугам постоянно действующих механизмов, поскольку, по сравнению с рыночными ставками, предлагаемые ими ставки выглядят мало привлекательно.

    2.3 Процентные ставки ЕЦБ

    Приоритетной задачей Европейского Центробанка является удержание гармонизированного индекса потребительских цен (HICP) на уровне менее 2% в год. Отсюда следует вторичность всех остальных макроэкономических параметров, таких как курс евро, экономический рост, безработица и т.д. Однако, как показала практика, реализовать данную установку в полной мере оказалось не так уж просто. Как правило, инфляция превышала предельно допустимый порог.
    График 3 - Гармонизированного индекс потребительских цен (HICP)

    Источник - http://kf-news.ru/
    Основными инструментами монетарной политики ЕЦБ являются процентные ставки и операции по предоставлению/изъятию ликвидности.
    ЕЦБ использует несколько видов процентных ставок

    График 4 – Виды процентных ставок

    Источник - http://kf-news.ru/
    Депозитарная ставка является инструментом абсорбации излишней ликвидности. Это процент, который платит ЕЦБ на избыточные резервы кредитных учреждений, размещенные на его счетах. Увеличение ставки стимулирует банки хранить средства в ЕЦБ и тем самым оттягивает их с рынка. Уменьшая ставку, ЕЦБ добивается обратного эффекта, хранить деньги на его счетах становится менее выгодно, и банки ищут возможность более эффективного вложения средств. Депозитарная ставка является нижней границей процентных ставок «overnight» (меньше никто не предложит, так как всегда можно обратиться к ЕЦБ).
    Предельная ставка кредитования это тот процент, под который ЕЦБ предоставляет средства, для поддержания краткосрочной ликвидности. Как правило, используется для покрытия резервных требований, и играет штрафную функцию, т.к. к этому инструменту прибегают, когда не удалось найти средства на несколько более дешевом межбанковском рынке. Предельная ставка кредитования служит верхней границей процентных ставок «overnight».
    Между депозитарной и предельной ставкой кредитования находится основной инструмент управление рынком – ставка рефинансирования. Основная задача ставки – регуляция процента межбанковского кредитования Euribor.
    Euribor это средневзвешенная ставка, по которой 57 ведущих европейских банков заимствуют фонды от друг друга. Вычисляется ставка следующим образом. Каждый день, представитель компании Reuters, опрашивает соответствующие банки и узнает их котировки предложения процентных ставок. При этом 15% самых высоких и самых низких ставок отбрасываются, а на основе оставшихся вычисляется среднее арифметическое. Euribor определяется и публикуется ежедневно, приблизительно в 11:00 Центрально-европейского времени.
    Существует 15 ставок Euribor, с разным сроком погашения (от одной недели, до 12 месяцев). Уровень ставки определяется спросом и предложением и ЕЦБ играет в этом процессе ведущую роль.
    Раз в неделю ЕЦБ проводит аукцион (main refinancing operations) по размещению средств по фиксированной ставке рефинансирования. Сделки проводятся на условиях обратного выкупа (РЕПО), срок сделки две недели. Объем предоставляемых средств заранее не известен и заявки удовлетворяются пропорционально. Естественно, ЕЦБ стремится не допускать существенной нехватки средств, равно как и избытка. Данная политика дает соответствующий результат. Как видно из графика ниже, ставка Euribor практически точно следует за ставкой ЕЦБ:
    График 4 – Ставка Euribor и ЕЦБ

    Источник - http://kf-news.ru/
    Кроме этого, используются удлиненные операции по рефинансированию (longer-term refinancing operations) - сделки РЕПО со сроком действия в три месяца. Осуществляются национальными центральными банками входящими в ЕЦБ, раз в месяц, путем проведения стандартных аукционов с целью обеспечения дополнительных средств для рефинансирования.
    График 4 – Ставка Euribor и ЕЦБ - Результат операций по предоставлению ликвидности можно увидеть чуть ниже:

    Источник -
    http://kf-news.ru/
    Как хорошо видно из графика, понижение ставок, которое началось в октябре прошлого года, сопровождалось активным вливанием ликвидности. В последнее время объемы предоставляемых средств снижались, однако только что (24.06) на специальном (разовом) аукционе, ЕЦБ предоставил рекордный объем средств – 442 млрд. евро, сроком на один год, решая, таким образом, проблему ликвидности.
    и т.д.................