Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Южное общество декабристов Из «Русской правды» П
  • Сечин должность сейчас. Сечин Игорь Иванович. Биография. Начало политической деятельности
  • Период феодальной раздробленности польши В каком году началась феодальная раздробленность польши
  • Толкование сна карты играть в сонниках
  • К чему может присниться стол и что он означает по сонникам
  • К чему снится Птица в Руках?
  • Ирод архелай. Кто есть кто — Евангельские места

    Ирод архелай.  Кто есть кто — Евангельские места

    Страница 7 из 41

    Архелай вспоминал похороны отца. На Ироде было пурпурное одеяние, порфира, корона, скипетр и драгоценные украшения. В тронном зале его дворца горели свечи и курились благовония. Архелай находился всё время рядом, как никто из сыновей Ирода и именно он принимал самое активное участие в похоронах. Был Филипп, но он отнёсся к смерти отца равнодушно, и его присутствие на похоронах можно было сравнить с присутствием чужого человека. А за Антипой пришлось даже съездить. Архелай застал его в нетрезвом состоянии в кругу таких же нетрезвых и весёлых друзей.

    У тебя отец умер. – сказал ему Архелай.

    У тебя тоже. – ответил Антипа.

    Ты пойдёшь на похороны?

    Это мне надо спросить у своих ног.

    Перестань, брат! Вспомни отца и вспомни, как он тебе говорил, что для мужчины нет ничего более позорного, чем шутовство.

    С тех пор отношения между сводными братьями Антипой и Архелаем переросли в открытую вражду. Молчаливому и романтичному Филиппу, как поэту по натуре, не нравился никто, но при этом ему был ближе лёгкий по характеру и совсем безвольный брат Антипа, с которым он, кстати говоря, редко виделся, как и со всеми своими другими родственниками. Антипа вскоре даже создал коалицию против Архелая, пригласив в неё своего брата Филиппа и уже во второй раз, поехал посольством в Рим, чтобы передать прошение, якобы, от всего иудейского народа самому римскому императору о тупости и деспотичности Архелая, чтобы получить Иудею вместе с Иерусалимом. Кстати сказать, потом в Рим явился и сам Архелай, который просил у императора царский титул. Август продержал его целых два месяца при себе, изучал его, но просимого не дал.

    Умершего царя Ирода на великолепном катафалке провезли по Иерусалиму в сопровождении его бывших слуг, родственников и огромного количества римских солдат и более никто его не видел. Нашлись люди, которые потом долгое время искали могилу царя, чтобы вышвырнуть из неё труп, но найти не могли. О месте захоронения Ирода долго ходили самые противоречивые слухи. Кто-то говорил, что его схоронили на дне моря, но не уточняли какого. Другие указывали на крепость Массаду, третьи уверяли, что видели, как ночью солдаты везли его в сторону Иродии. Могилу царя Ирода обнаружат археологи только в 2007 году.

    При жизни, Ирод никогда не именовался Великим. Он даже боялся этого прозвища перед Римом. Таким титулом мог называть его только старый слуга, да и то в шутку. Ирод ценил этого слугу более всех других, считал другом и многое прощал ему. В то время в Риме царя Ирода называли Иродом Идумлянином или Иродом Строителем. Ни о каком Великом даже речи быть не могло. Спустя несколько веков, такое прозвание ему дали историки, чтобы отличить царя Ирода-отца ото всех его более мелких потомков. Всё своё правление он предотвращал войну с Римом, которая всё же случилась в 64 году нашей эры, после чего государство Израиль перестало существовать. Основная масса еврейского народа в тот год была убита римлянами, замучена до смерти, изнасилована, сожжена, утоплена (Геннесаретское море) или распята. Другая часть была продана с семьями в рабство и расселена по всей Европе. Был сожжён и разобран Иерусалимский храм. Многие части его на баржах и платформах были отправлены морем в Рим. По сей день в Ватикане многие верующие входят в один из храмов по одной из лестниц, и делают это только на коленях. Они молятся на каждой ступеньке отдельной молитвой, чтобы грешникам в аду стало легче, потому что именно по этой лестнице когда-то поднимался в Иерусалимский храм Сам Спаситель, Его Мать и все Его апостолы, а происходило это совсем не в Риме. Лестница была привезена ещё в те далёкие годы из самого Иерусалима.

    Семидневный траур по двадцать девятому царю Иудеи не получился. Это раздражало Архелая. Он не выполнил тайного завещания отца, которому давал слово. Его, Архелая, открыто поздравляли и у этих людей были светящиеся от радости лица.

    « У них светятся лица, потому что они скоро сожрут меня и моих братьев Антипу и Филиппа. – думал Архелай. – Неужели они не понимают, что у меня горе? Мне нужно их уважение к моему горю. Оно мне сейчас важнее даже самого горя».

    Через некоторое время пришло известие из Рима, которое больно ударило по всем трём братьям. Мало того, родной брат Архелая Антипа и сводный брат Филипп начали открыто создавать коалицию против Архелая из-за Иудеи и Иерусалима. Вскоре Ирод Антипа отправился в Рим и Архелай понял, что и ему обязательно там нужно быть, но начиналась пасхальная неделя. В Иерусалим шли евреи со всех сторон, и все они были настроены против Рима, против покойного царя Ирода и против всех его потомков. Архелай понял, что уезжать ему никак нельзя, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля и остался.

    Сначала молодой этнарх вёл переговоры со своим народом, но безуспешно. Переговоры переросли в бунт. Архелай вспомнил тайное завещание отца и бросил на бунтовщиков всю свою армию вместе с кавалерией. При этом он сам проявил « воинскую доблесть» и первым пошёл в атаку. В итоге было перебито три тысячи человек прямо в храме. На это Архелай сказал: «Дураков и в храме бьют». С этого дня его стали называть достойным сыном своего отца. Через несколько месяцев история об избиении в Иерусалимском храме стала известна всей Вселенной, как тогда называли страны акватории Средиземного моря и люди говорили, что на место одного Ирода пришёл Ирод другой. В течение всего своего десятилетнего правления этнарх Архелай боролся и воевал только со своим народом, но на пике этого великого противостояния, император Август в шестом году нашей эры отправил его за крайнюю жестокость в ссылку на пожизненно в далёкую и холодную Галлию (нынешняя Франция), а всё имущество его конфисковал. С тех пор землями, которыми он владел, стали управлять ставленники Рима – прокураторы.

    Брат Ирода Архелая Ирод Антипа, который перенял от отца только любовь к застольям, веселью и интригам, на старости лет тоже будет отправлен туда же в ссылку, но произойдёт это значительно позже, в тридцать девятом году нашей эры. Виной этому станет донос его родного племянника Ирода Агриппы, который напишет императору Калигуле о заговоре Антипы с парфянским царём Артабаном и давней причастности его к заговору Луция Элия Сеяна – казнённого бывшего командующего преторианской гвардией.

    О третьем брате-правителе Ироде Филиппе известно следующее. Древнеримский историк Иосиф Флавий пишет о нём: « Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провёл всю свою жизнь в пределах подчинённой области. Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-нибудь с жалобой, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он подвергал наказанию, а невиновных тут же отпускал. Умер в Юлиаде. Правил тридцать семь лет. Похоронен в мавзолее, который заранее построил для себя сам. Потомства не оставил».

    Архелай

    Архелай ("властитель народа" ), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14) , и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (см. Летосчисление , V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.) . Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором).


    Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

    Смотреть что такое "Архелай" в других словарях:

      - (др. греч. Άρχέλαος, лат. Archelaus) имя персонажей из античных мифов и истории: Архелай сын Геракла. Архелай (сын Темена) мифический предок Александра Македонского. Один из Гераклидов (потомков Геракла), сын Темена, царя… … Википедия

      Я, муж. Стар. редк.Отч.: Архелаевич, Архелаевна.Происхождение: (От греч. archelaos вождь народа.)Именины: 18 марта, 19 апр. Словарь личных имён. Архелай Вождь народа (греч.). 18 (5) марта – мученик Архелай. 19 (6) апреля – мученик Архилий, иерей … Словарь личных имен

      - (Archelaus, Αρχέλαος). 1) Царь Македонии (413 399 г. до Р.Х.), известный своим покровительством искусствам и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксиса, и в гости к нему приезжали Эврипид, Агафон и др. писатели. 2) Сын Ирода… … Энциклопедия мифологии

      АРХЕЛАЙ - АРХЕЛАЙ Ἀρχέλαος) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» следовательно, младше) и… … Античная философия

      Архелай - АРХЕЛАЙ, полководецъ царя понтійскаго Митридата Великаго. Участвовалъ въ первой понтійской войнѣ, съ 88 г. до Р. Х. Разбивъ римскаго союзника въ Виѳиніи Никомеда, самъ былъ разбитъ и раненъ при осадѣ Магнезіи. Посланный Митридатомъ въ Грецію съ… … Военная энциклопедия

      - (начальник народа) (Мат.2:22) сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

      - (Ἀρχέλαος) (5 в. до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие νοῦς (ум) Анаксагора как воздух; он восстановил др. ионийские принципы сгущения и разрежения первонач … Философская энциклопедия

      Архелай - Лрхелай, сын Аполлодора (а по мнению некоторых, Мидона), из Афин или из Милета, ученик Анаксагора, учитель Сократа. Он первый перенес из Ионии в Афины физическую философию; его звали Физиком, поскольку им закончилась физическая философия, а… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

      АРХЕЛАЙ - [лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276 282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А. Кархар или Касхар отождествляется с… … Православная энциклопедия

      - (греч. Archélaos) (ум. 399 до н. э.), царь Македонии (См. Македония) (около 413 399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в… … Большая советская энциклопедия

    И самарянки Малтаки, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.). В изображении Иосифа Флавия И. А.- один из нечестивых и жестоких представителей иродианской династии.

    В права наследника И. А. вступил согласно последнему варианту завещания Ирода Великого, к-рый умер в 4 г. до Р. Х. После торжественных похорон отца и присяги солдат на верность И. А. стал собираться в Рим (Ios. Flav. De bell. II 1. 1-2; Idem. Antiq. XVII 8. 3-4; 9. 1), где волю отца должен был еще утвердить император. Но начало карьеры И. А. было омрачено восстанием иудеев, недовольных тем, что И. А. отказывался отомстить виновникам гибели тех, кто протестовали против установки по приказу Ирода Великого изображения рим. орла на храме. И хотя И. А. пытался уговорить бунтовщиков повременить с этим делом до его возвращения из Рима (Idem. Antiq. XVII 8. 4-9. 1), на Пасху в Иерусалимском храме произошло столкновение восставших с солдатами И. А., в результате чего погибло 3 тыс. иудейских паломников (Idem. De bell. II 1. 3; Idem. Antiq. XVII 9. 3).

    Этот инцидент для И. А. оказался фатальным. При рассмотрении имп. Августом завещания Ирода Великого И. А. был обвинен в жестокости, самоуправстве, нарушении иудейского закона сначала сторонниками его брата Ирода Антипы , также претендовавшего на престол, а затем делегацией иудеев, желавших введения прямого рим. правления в Иудее (Idem. De bell. II 2. 2, 6; Idem. Antiq. XVII 9. 4-7). По решению императора И. А. получил в управление Иудею, тронное имя и титул этнарха, а также император пообещал, что И. А. станет царем, если будет править благоразумно. Остальная часть территории царства Ирода Великого в основном была разделена между тетрархами Филиппом и Антипой (Idem. Antiq. XVII 11. 4).

    Пока И. А. был в Риме, в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы вновь вспыхнуло восстание, на этот раз против назначенного Цезарем прокуратора Сабина. Восставших поддержали в Иудее, Галилее и Перее, римляне с трудом сумели подавить мятеж (Ibid. 10. 2-3).

    Вскоре после возвращения из Рима И. А. сместил первосвященника Иоазара, обвинив его в поддержке восставших. Вместо него был назначен его брат Елеазар, а позднее Иисус, сын Сия. В то же время И. А. развелся с Мариамной и женился на Глафире, дочери царя Каппадокии Архелая, бывшей прежде женой Александра, сына Ирода, сводного брата И. А. Это противоречило иудейским законам (Ibid. 13. 1; Idem. De bell. II 7. 4) и привело к недовольству подданных. И. А. прибег к силе, чтобы подавить очередной мятеж.

    Вскоре после этого делегация иудеев и самарян пожаловалась Августу на жестокость и самоуправство И. А. В 6 г. император отрешил И. А. от власти и сослал в Виенну в Галлии (ныне Вьен, деп. Изер, Франция). Антипа и Филипп сохранили свои области, а земли И. А. стали провинцией, управляемой рим. префектами (Idem. Antiq. XVII 13. 1-5; Idem. De bell. II 7. 3-8. 1; Strabo. Geogr. XVI 2. 46; Dio Cassius. Hist. Rom. L 27. 6).

    Жестокость И. А. в обращении с иудеями (Ios Flav. De bell. II 7. 3) объясняет рассказ евангелиста Матфея о том, как Иосиф Обручник , узнав, что И. А. стал правителем Иудеи, побоялся вернуться туда. Получив во время возвращения из Египта предупреждение во сне, Иосиф с Девой Марией и Иисусом отправился в Назарет в Галилее (Мф 2. 22-23).

    По примеру отца И. А. отстроил царский дворец в Иерихоне и создал новую систему орошения долины Иерихона, к-рую засадил финиковыми пальмами. Он также основал деревню и назвал ее в свою честь Архелаида (Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 1).

    Лит.: Гольцман О. Падение Иудейского государства. СПб., 1899; Braund D. Herodian Dynasty // ABD. 1993. Vol. 3. P. 173-174; Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tüb., 1994; Kokkinos N. The Herodian Dynasty: Origins, Role in Society and Eclipse. Sheffield, 1998; Henten J. W., van. The Two Dreams at the End of Book 17 of Josephus" Antiquities // Internationales Jesephus-Kolloquium, Dortmund 2002 / Ed. J. U. Kalms et al. Münster; Hamburg; L., 2003. P. 78-93.

    Ирод Архелай (23 г до н. э. — 18 г.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи с 4 г. до н. э. по 6 г. н. э., старший из трех сыновей Ирода I и его жены самаритянки Малфаки (Малтаки).

    Перед смертью, в 4 г. до н. э., царь Иудеи Ирод Великий, разделил земли между тремя сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом. По завещанию Ирод Великий назначил Архелая своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. Однако прежде чем вступить во владение отцовским наследством, братья должны были получить на это согласие римского императора.

    Архелай, получивший земель больше других, после 7-дневного траура обратился к молящимся в Иерусалимском Храме евреям с приветственной речью, в ответ на что услышал громкую критику и настойчивые требования реформ: облегчения государственных податей, снижения налогов на предметы первой необходимости и амнистии всем политическим преступникам, сидевшим в тюрьмах при Ироде.

    Архелай попытался успокоить собравшихся, пообещав все это выполнить как только римский император утвердит его на престоле. На том бы и порешили, но нашлись горячие головы, заявившие, что если требуемые нововведения не будут декретированы сейчас же, они поднимут восстание. Осознав, что увещевания здесь не помогут, и что с наглецами надо разговаривать только на том языке, который они понимают - на языке силы, Архелай, заявил, что не поддастся на шантаж, а всех дерзнувших восстать ждет заслуженная кара, после чего удалился.

    В ответ на это, сразу же по окончанию храмовой службы, в Иерусалиме начались волнения, усилившиеся с наступлением Пасхи, когда в город съехались десятки тысяч богомольцев и паломников. Решив подавить восстание в зародыше, Архелай послал против народа отряды сирийских наемников, перебившие около 3000 человек, собравшихся в праздничный день у ворот Иерусалимского Храма.

    После этого, ставший столь же ненавистный народу, как и его отец, Архелай уехал в Рим на встречу с Октавианом Августом. С теми же целями туда отправились и его братья.


    Охрану порядка в Иерусалиме царь поручил римскому полководцу Антонию Сабину, грубость и алчность которого возмутила евреев настолько, что сразу по отъезду Архелая повсеместно вспыхнуло народное восстание, имевшее цель извержение ига римлян и ненавистных «иродиан» (детей Ирода).

    Испуганный Сабин не смог удержать в повиновении столицу, и был вынужден с остатками гарнизона забаррикадироваться в царском дворце. На выручку ему не замедлил явиться наместник Сирии Публий Квинтилий Вар, с многочисленным войском. Он жестоко покарал восставших евреев, только в Иерусалиме распяв 2000 человек на крестах (4 г. до н. э.).

    В том же году он был отозван в Рим, и вскоре получил назначение в Германию, где позорно погиб со своей армией в Тевтобургском лесу.

    Тем временем иудеи тоже направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать Архелая царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью римского наместника.

    Император Октавиан Август хотя и отказал Архелаю в официальном царском титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) Архелай получил власть над Самарией, Иудеей (со столицей в Иерусалиме) и Идумеей с городом Кесарией (4 г. до н.э.). Ирод Антипа был признан правителем Галилеи и северо-восточного Заиорданья, разделив его с Филиппом.

    По рассказу историка Иосифа Флавия, император Август назначил Архелая, сына Ирода I Великого, не царем, а лишь этнархом половины той территории, на которую распространялась власть Ирода, обещав пожаловать титул царя, если Архелай сумеет доказать свою способность править (Иосиф Флавий, Древ. 17:317). Но власть Архелая была недолгой.

    Уверенный в покровительстве Рима, Архелай, подобно своему отцу, отличался мнительностью и чудовищной жестокостью, по личному усмотрению назначал и смещал первосвященников, железной рукой подавляя то и дело возникавшие восстания против его тирании.

    Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то святое Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете: В это время Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда" (Мф. 2:22).

    Однако после 9 лет царствовния и постоянных жалоб со стороны евреев римскому императору, в 6 г.н.э., Архелай был лишён власти Октавианом Августом и отправлен в ссылку в Галлию, в Виенну — город недалеко от Лиона, на какую-то малозначащую должность. Там он и умер в 18 г. н.э. Всё его имущество было конфисковано: его владения были присоединены к римской провинции Сирии, а имения взяты в государственную казну.

    После этого Иудея превратилась в третьеразрядную римскую провинцию. Отныне ею стали управлять назначенные римские прокураторы, первым из которых был Копоний, правивший с 6 по 9 гг., а самым известным стал Понтий Пилат.

    Материал подготовил Сергей Шуляк

    Здравствуйте. У меня вопрос. При чтении Евангелия, я не понял: Ирод, в царствование которого родился Спаситель, и Ирод, казнивший Иоанна Крестителя, – это одно лицо или было два царя Ирода, т.к. из Египта Святое Семейство возвратилось по смерти Ирода при Архелае, а Иоанн Креститель был казнен много позже. Спасибо за ответ.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

    Священное Писание Нового Завета упоминает семь Иродов: отца, четырех детей, внука и правнука. Все они были представителями династии, основанной Иродом I (ок. 73 – 4 до Р.Х.). Он был сыном богатого идумеянина Антипатра, который своими услугами сумел войти в доверие к Юлию Цезарю и получил от него право римского гражданства. Его сын Ирод I с помощью римских войск с 40 (фактически с 37) года до Р.Х. овладел троном и стал царь Иудеи. В лице Ирода I впервые вошел на иудейский престол не еврей. Он был идумеянином, потомком брата патриарха Иакова Исава. С воцарением Ирода I исполнилось древнее мессианское пророчество патриарха Иакова: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Точно указывалось время пришествия Мессии. Христос придет тогда, когда на царском троне в Иудее воссядет не иудей.

    Ирод I восстановил из развалин и украсил красивыми зданиями несколько городов, дав им новые названия в честь своего покровителя, кесаря Августа: Самарию переименовал в Севастию, Стратонову Башню – в Кесарию. В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией. Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод I начал полную перестройку Иерусалимского храма, стремясь придать ему небывалое великолепие. Храм по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту и не приостанавливая ни на один день богослужение. Несмотря на эту строительную деятельность, евреи ненавидели Ирода не только за коварство. Они видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Еврейский народ презирал его также за то, что он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, устраивал римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые отличались языческим характером.

    Жестокий и мстительный Ирод I истребил почти весь дом Асмонеев (представителей рода Макковеев), как потомков законных правителей еврейского народа. Он не остановился даже перед умерщвлением своей жены Мариамны, которая была внучкой первосвященника Гиркана II. «Скоро после избиения младенцев последовала и смерть самого Ирода. Только за пять дней до смерти он сделал бешеное покушение на самоубийство и приказал казнить своего старшего сына Антипатра. Его смертный одр <...> был окружен необычайными ужасами; он умер от омерзительной болезни, которая редко случается и встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями. На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти, как избавления от своих мук, и в то же время не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый червями, как бы видимо пораженный перстом Божественного гнева, после семидесятилетней жизни злодейств и распутства, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожидая своего последнего часа» (Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. 6-е изд., СПб., 1893, с. 26-27).

    У него было семь сыновей от десяти жен: Антипатр, Александр, Аристовул, Филипп (от Мариамны II), Архелай, Антипа, Филипп (от Клеопатры). После смерти Ирода царство раздробилось и власть перешла к трем его сыновьям: Архелаю, Ироду Антипе и Филиппу.

    2. Архелай (Мф.2:22) получил Иудею вместе с Идумеей и Самарией. Когда по смерти Ирода I св. прав. Иосиф и Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом возвращались из Египта, они узнали о вступлении на престол Архелая и, опасаясь жить в подвластной ему области, поселились в Назарете Галилейском. Из-за притеснения своих подданных в 6 году по Р.Х. Архелай был лишен власти, а области, которыми он управлял, были переданы римскому прокуратору (в славянском тексте Евангелия он назван по-гречески: «игемон»; от глагола igemai – «повелеваю»; в Синодальной Библии – «правитель»), подчинявшемуся проконсулу римской провинции Сирии.

    3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22).

    4.Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер.

    6. Ирод Агриппа I , сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23).

    7. Ирод Агриппа II , сынИрода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. ОбИроде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др.

    Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.