Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Знаки завершения разделения выделения таблица примеры
  • Способы классификации и состав гигиенических, лечебно-профилактических и противовоспалительных зубных паст
  • Александр Степанович Грин (Гриневский)
  • Изобразительно-выразительные средства русского языка Выразительные средства языка спит земля в сиянье
  • Душевный мужчин modules php name
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Как решать уравнения с несколькими модулями. Уравнения с модулем

    Как решать уравнения с несколькими модулями. Уравнения с модулем

    Одна из самых сложных тем для учащихся – это решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Давайте разберемся для начала с чем же это связано? Почему, например, квадратные уравнения большинство детей щелкает как орешки, а с таким далеко не самым сложным понятием как модуль имеет столько проблем?

    На мой взгляд, все эти сложности связаны с отсутствием четко сформулированных правил для решения уравнений с модулем. Так, решая квадратное уравнение, ученик точно знает, что ему нужно сначала применять формулу дискриминанта, а затем формулы корней квадратного уравнения. А что делать, если в уравнении встретился модуль? Постараемся четко описать необходимый план действий на случай, когда уравнение содержит неизвестную под знаком модуля. К каждому случаю приведем несколько примеров.

    Но для начала вспомним определение модуля . Итак, модулем числа a называется само это число, если a неотрицательно и -a , если число a меньше нуля. Записать это можно так:

    |a| = a, если a ≥ 0 и |a| = -a, если a < 0

    Говоря о геометрическом смысле модуля, следует помнить, что каждому действительному числу соответствует определенная точка на числовой оси – ее координата. Так вот, модулем или абсолютной величиной числа называется расстояние от этой точки до начала отсчета числовой оси. Расстояние всегда задается положительным числом. Таким образом, модуль любого отрицательного числа есть число положительное. Кстати, даже на этом этапе многие ученики начинают путаться. В модуле может стоять какое угодно число, а вот результат применения модуля всегда число положительное.

    Теперь перейдем непосредственно к решению уравнений.

    1. Рассмотрим уравнение вида |x| = с, где с – действительное число. Это уравнение можно решить с помощью определения модуля.

    Все действительные числа разобьем на три группы: те, что больше нуля, те, что меньше нуля, и третья группа – это число 0. Запишем решение в виде схемы:

    {±c, если с > 0

    Если |x| = c, то x = {0, если с = 0

    {нет корней, если с < 0

    1) |x| = 5, т.к. 5 > 0, то x = ±5;

    2) |x| = -5, т.к. -5 < 0, то уравнение не имеет корней;

    3) |x| = 0, то x = 0.

    2. Уравнение вида |f(x)| = b, где b > 0. Для решения данного уравнения необходимо избавиться от модуля. Делаем это так: f(x) = b или f(x) = -b. Теперь необходимо решить отдельно каждое из полученных уравнений. Если в исходном уравнении b< 0, решений не будет.

    1) |x + 2| = 4, т.к. 4 > 0, то

    x + 2 = 4 или x + 2 = -4

    2) |x 2 – 5| = 11, т.к. 11 > 0, то

    x 2 – 5 = 11 или x 2 – 5 = -11

    x 2 = 16 x 2 = -6

    x = ± 4 нет корней

    3) |x 2 – 5x| = -8 , т.к. -8 < 0, то уравнение не имеет корней.

    3. Уравнение вида |f(x)| = g(x). По смыслу модуля такое уравнение будет иметь решения, если его правая часть больше или равна нулю, т.е. g(x) ≥ 0. Тогда будем иметь:

    f(x) = g(x) или f(x) = -g(x) .

    1) |2x – 1| = 5x – 10. Данное уравнение будет иметь корни, если 5x – 10 ≥ 0. Именно с этого и начинают решение таких уравнений.

    1. О.Д.З. 5x – 10 ≥ 0

    2. Решение:

    2x – 1 = 5x – 10 или 2x – 1 = -(5x – 10)

    3. Объединяем О.Д.З. и решение, получаем:

    Корень x = 11/7 не подходит по О.Д.З., он меньше 2, а x = 3 этому условию удовлетворяет.

    Ответ: x = 3

    2) |x – 1| = 1 – x 2 .

    1. О.Д.З. 1 – x 2 ≥ 0. Решим методом интервалов данное неравенство:

    (1 – x)(1 + x) ≥ 0

    2. Решение:

    x – 1 = 1 – x 2 или x – 1 = -(1 – x 2)

    x 2 + x – 2 = 0 x 2 – x = 0

    x = -2 или x = 1 x = 0 или x = 1

    3. Объединяем решение и О.Д.З.:

    Подходят только корни x = 1 и x = 0.

    Ответ: x = 0, x = 1.

    4. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)|. Такое уравнение равносильно двум следующим уравнениям f(x) = g(x) или f(x) = -g(x).

    1) |x 2 – 5x + 7| = |2x – 5|. Данное уравнение равносильно двум следующим:

    x 2 – 5x + 7 = 2x – 5 или x 2 – 5x +7 = -2x + 5

    x 2 – 7x + 12 = 0 x 2 – 3x + 2 = 0

    x = 3 или x = 4 x = 2 или x = 1

    Ответ: x = 1, x = 2, x = 3, x = 4.

    5. Уравнения, решаемые методом подстановки (замены переменной). Данный метод решения проще всего объяснить на конкретном примере. Так, пусть дано квадратное уравнение с модулем:

    x 2 – 6|x| + 5 = 0. По свойству модуля x 2 = |x| 2 , поэтому уравнение можно переписать так:

    |x| 2 – 6|x| + 5 = 0. Сделаем замену |x| = t ≥ 0, тогда будем иметь:

    t 2 – 6t + 5 = 0. Решая данное уравнение, получаем, что t = 1 или t = 5. Вернемся к замене:

    |x| = 1 или |x| = 5

    x = ±1 x = ± 5

    Ответ: x = -5, x = -1, x = 1, x = 5.

    Рассмотрим еще один пример:

    x 2 + |x| – 2 = 0. По свойству модуля x 2 = |x| 2 , поэтому

    |x| 2 + |x| – 2 = 0. Сделаем замену |x| = t ≥ 0, тогда:

    t 2 + t – 2 = 0. Решая данное уравнение, получаем, t = -2 или t = 1. Вернемся к замене:

    |x| = -2 или |x| = 1

    Нет корней x = ± 1

    Ответ: x = -1, x = 1.

    6. Еще один вид уравнений – уравнения со «сложным» модулем. К таким уравнениям относятся уравнения, в которых есть «модули в модуле». Уравнения данного вида можно решать, применяя свойства модуля.

    1) |3 – |x|| = 4. Будем действовать так же, как и в уравнениях второго типа. Т.к. 4 > 0, то получим два уравнения:

    3 – |x| = 4 или 3 – |x| = -4.

    Теперь выразим в каждом уравнении модуль х, тогда |x| = -1 или |x| = 7.

    Решаем каждое из полученных уравнений. В первом уравнении нет корней, т.к. -1 < 0, а во втором x = ±7.

    Ответ x = -7, x = 7.

    2) |3 + |x + 1|| = 5. Решаем это уравнение аналогичным образом:

    3 + |x + 1| = 5 или 3 + |x + 1| = -5

    |x + 1| = 2 |x + 1| = -8

    x + 1 = 2 или x + 1 = -2. Нет корней.

    Ответ: x = -3, x = 1.

    Существует еще и универсальный метод решения уравнений с модулем. Это метод интервалов. Но мы его рассмотрим в дальнейшем.

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Инструкция

    Если модуль представлен в виде непрерывной функции, то значение ее аргумента может быть как положительным, так и отрицательным: |х| = х, х ≥ 0; |х| = - х, х

    Модуль нулю, а модуль любого положительного числа – ему . Если аргумент отрицательный, то после раскрытия скобок его знак меняется с минуса на плюс. На основании этого вытекает вывод, что модули противоположных равны: |-х| = |х| = х.


    Модуль комплексного числа находится по формуле: |a| = √b ² + c ², а |a + b| ≤ |a| + |b|. Если в аргументе присутствует в виде множителя положительное число, то его можно вынести за знак скобки, например: |4*b| = 4*|b|.



    Если аргумент представлен в виде сложного числа, то для удобства вычислений допускается порядка членов выражения, заключенного в прямоугольные скобки: |2-3| = |3-2| = 3-2 = 1, поскольку (2-3) меньше нуля.


    Возведенный в степень аргумент одновременно находится под знаком корня того же порядка – он решается при помощи : √a² = |a| = ±a.


    Если перед вами задача, в которой не указано условие раскрытия скобок модуля, то избавляться от них не нужно – это и будет конечный результат. А если требуется их раскрыть, то необходимо указать знак ±. Например, нужно найти значение выражения √(2 * (4-b)) ². Его решение выглядит следующим образом: √(2 * (4-b)) ² = |2 * (4-b)| = 2 * |4-b|. Поскольку знак выражения 4-b неизвестен, то его нужно оставить в скобках. Если добавить дополнительное условие, например, |4-b| >

    Модуль нуля равен нулю, а модуль любого положительного числа – ему самому. Если аргумент отрицательный, то после раскрытия скобок его знак меняется с минуса на плюс. На основании этого вытекает вывод, что модули противоположных чисел равны: |-х| = |х| = х.

    Модуль комплексного числа находится по формуле: |a| = √b ² + c ², а |a + b| ≤ |a| + |b|. Если в аргументе присутствует в виде множителя целое положительное число, то его можно вынести за знак скобки, например: |4*b| = 4*|b|.

    Отрицательным модуль быть не может, поэтому любое отрицательное число преобразуется в положительное: |-x| = x, |-2| = 2, |-1/7| = 1/7, |-2,5| = 2,5.

    Если аргумент представлен в виде сложного числа, то для удобства вычислений допускается изменение порядка членов выражения, заключенного в прямоугольные скобки: |2-3| = |3-2| = 3-2 = 1, поскольку (2-3) меньше нуля.

    Если перед вами задача, в которой не указано условие раскрытия скобок модуля, то избавляться от них не нужно – это и будет конечный результат. А если требуется их раскрыть, то необходимо указать знак ±. Например, нужно найти значение выражения √(2 * (4-b)) ². Его решение выглядит следующим образом: √(2 * (4-b)) ² = |2 * (4-b)| = 2 * |4-b|. Поскольку знак выражения 4-b неизвестен, то его нужно оставить в скобках. Если добавить дополнительное условие, например, |4-b| > 0, то в итоге получится 2 * |4-b| = 2 *(4 - b). В качестве неизвестного элемента также может быть задано конкретное число, которое следует принимать во внимание, т.к. оно будет влиять на знак выражения.

    А вычисляется в соответствии с такими правилами:

    Для краткости записи применяют |а| . Так, |10| = 10; - 1 / 3 = | 1 / 3 |; | -100| =100 и т. д.

    Всякой величине х соответствует достаточно точная величина |х |. И значит тождество у = |х | устанавливает у как некоторую функцию аргумента х .

    График этой функции представлен ниже.

    Для x > 0 |x | = x , а для x < 0 |x |= -x ; в связи с этим линия у = |x | при x > 0 совмещена с прямой у =х (биссектриса первого координатного угла), а при х < 0 - с прямой у = -х (биссектриса второго координатного угла).

    Отдельные уравнения включают в себя неизвестные под знаком модуля .

    Произвольные примеры таких уравнений - |х — 1| = 2, |6 — 2х | =3х + 1 и т. д.

    Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля базируется на том, что если абсолютная величина неизвестного числа х равняется положительному числу а, то само это число х равняется или а, или -а.

    Например :, если |х | = 10, то или х =10, или х = -10.

    Рассмотрим решение отдельных уравнений .

    Проанализируем решение уравнения |х - 1| = 2.

    Раскроем модуль тогда разность х - 1 может равняться или + 2, или - 2. Если х - 1 = 2, то х = 3; если же х - 1 = - 2, то х = - 1. Делаем подставновку и получаем, что оба эти значения удовлетворяют уравнению.

    Ответ. Указанное уравнение имеет два корня: x 1 = 3, x 2 = - 1.

    Проанализируем решение уравнения | 6 — 2х | = 3х + 1.

    После раскрытия модуля получаем: или 6 - 2х = 3х + 1, или 6 - 2х = - (3х + 1).

    В первом случае х = 1, а во втором х = - 7.

    Проверка. При х = 1 |6 — 2х | = |4| = 4, 3x + 1 = 4; от суда следует, х = 1 - корен ь данного уравнения .

    При x = - 7 |6 — 2x | = |20| = 20, 3x + 1= - 20; так как 20 ≠ -20, то х = - 7 не является корнем данного уравнения.

    Ответ. У уравнения единственный корень: х = 1.

    Уравнения такого типа можно решать и графически .

    Так решим, например , графически уравнение |х- 1| = 2.

    Первоначально выполним построение графика функции у = |x — 1|. Первым начертим график функции у =х- 1:

    Ту часть этого графика , которая расположена выше оси х менять не будем. Для нее х - 1 > 0 и потому |х -1|=х -1.

    Часть графика, которая расположена под осью х , изобразим симметрично относительно этой оси. Поскольку для этой части х - 1 < 0 и соответственно |х - 1|= - (х - 1). Образовавшаяся в результате линия (сплошная линия) и будет графиком функции у = |х —1|.

    Эта линия пересечется с прямой у = 2 в двух точках: M 1 с абсциссой -1 и М 2 с абсциссой 3. И, соответственно, у уравнения |х - 1| =2 будет два корня: х 1 = - 1, х 2 = 3.

    Термин (module) в буквальном переводе с латинского означает «мера». Это понятие было введено в математику английским учёным Р. Котесом. А немецкий математик К. Вейерштрасс ввёл в обращение знак модуля - символ, которым это понятие обозначается при написании.

    Вконтакте

    Впервые данное понятие изучается в математике по программе 6 класса средней школы. Согласно одному из определений, модуль - это абсолютное значение действительного числа. Другими словами, чтобы узнать модуль действительного числа, необходимо отбросить его знак.

    Графически абсолютное значение а обозначается как |a| .

    Основная отличительная черта этого понятия заключается в том, что он всегда является неотрицательной величиной.

    Числа, которые отличаются друг от друга только знаком, называются противоположными. Если значение положительное, то противоположное ему будет отрицательным, а ноль является противоположным самому себе.

    Геометрическое значение

    Если рассматривать понятие модуля с позиций геометрии, то он будет обозначать расстояние, которое измеряется в единичных отрезках от начала координат до заданной точки. Это определение полностью раскрывает геометрический смысл изучаемого термина.

    Графически это можно выразить следующим образом: |a| = OA.

    Свойства абсолютной величины

    Ниже будут рассмотрены все математические свойства этого понятия и способы записи в виде буквенных выражений:

    Особенности решения уравнений с модулем

    Если говорить о решении математических уравнений и неравенств, в которых содержится module, то необходимо помнить, что для их решения потребуется открыть этот знак.

    К примеру, если знак абсолютной величины содержит в себе некоторое математическое выражение, то перед тем как раскрыть модуль, необходимо учитывать действующие математические определения.

    |А + 5| = А + 5 , если, А больше или равняется нулю.

    5-А , если, А значение меньше нуля.

    В некоторых случаях знак может раскрываться однозначно при любых значениях переменной.

    Рассмотрим ещё одни пример. Построим координатную прямую, на которой отметим все числовые значения абсолютной величиной которых будет 5.

    Для начала необходимо начертить координатную прямую, обозначить на ней начало координат и задать размер единичного отрезка. Кроме того, прямая должна иметь направление. Теперь на этой прямой необходимо нанести разметки, которые будут равны величине единичного отрезка.

    Таким образом, мы можем увидеть, что на этой координатной прямой будут две интересующие нас точки со значениями 5 и -5.

    Модуль числа вводится новое понятие в математике. Разберем подробно, что такое модуль числа и как с ним работать?

    Рассмотрим пример:

    Мы вышли из дома в магазин. Прошли 300 м, математически это выражение можно записать как +300, смысл числа 300 от знака “+” не поменяется. Расстояние или модуль числа в математике это одно и тоже можно записать так: |300|=300. Знак модуля числа обозначается двумя вертикальными линиями.

    А потом в обратном направлении прошли 200м. Математически обратный путь мы можем записать как -200. Но мы не говорим так “мы прошли минус двести метров”, хотя мы вернулись, потому что расстояние как величина остается положительной. Для этого в математике ввели понятие модуля. Записать расстояние или модуль числа -200 можно так: |-200|=200.

    Свойства модуля.

    Определение:
    Модуль числа или абсолютная величина числа – это расстояние от отправной точки до точки назначения.

    Модуль целого числа не равного нулю, всегда положительное число.

    Записывается модуль так:

    1. Модуль положительного числа равно самому числу.
    | a|= a

    2. Модуль отрицательного числа равно противоположному числу.
    |- a|= a

    3. Модуль нуля, равен нулю.
    |0|=0

    4. Модули противоположных чисел равны.
    | a|=|- a|= a

    Вопросы по теме:
    Что такое модуль числа?
    Ответ: модуль — это расстояние от отправной точки до точки назначения.

    Если перед целым числом поставить знак “+” , что произойдет?
    Ответ: число не поменяет свой смысл, например, 4=+4.

    Если перед целым числом поставить знак “-” , что произойдет?
    Ответ: число изменится на , например, 4 и -4.

    У каких чисел одинаковый модуль?
    Ответ: у положительных чисел и нуля модуль будет тот же. Например, 15=|15|.

    У каких чисел модуль – противоположное число?
    Ответ: у отрицательных чисел, модуль будет равен противоположному числу. Например, |-6|=6.

    Пример №1:
    Найдите модуль чисел: а) 0 б) 5 в) -7?

    Решение:
    а) |0|=0
    б) |5|=5
    в)|-7|=7

    Пример №2:
    Существуют ли два различных числа, модули которых равны?

    Решение:
    |10|=10
    |-10|=10

    Модули противоположных чисел равны.

    Пример №3:
    Какие два противоположных числа, имеют модуль 9?

    Решение:
    |9|=9
    |-9|=9

    Ответ: 9 и -9.

    Пример №4:
    Выполните действия: а) |+5|+|-3| б) |-3|+|-8| в)|+4|-|+1|

    Решение:
    а) |+5|+|-3|=5+3=8
    б) |-3|+|-8|=3+8=11
    в)|+4|-|+1|=4-1=3

    Пример №5:
    Найдите: а) модуль числа 2 б) модуль числа 6 в) модуль числа 8 г) модуль числа 1 д) модуль числа 0.
    Решение:

    а) модуль числа 2 обозначается как |2| или |+2| это одно и тоже.
    |2|=2

    б) модуль числа 6 обозначается как |6| или |+6| это одно и тоже.
    |6|=6

    в) модуль числа 8 обозначается как |8| или |+8| это одно и тоже.
    |8|=8

    г) модуль числа 1 обозначается как |1| или |+1| это одно и тоже.
    |1|=1

    д) модуль числа 0 обозначается как |0|, |+0| или |-0| это одно и тоже.
    |0|=0