3 классификация интеллектуальных нарушений. Классификации интеллектуальных нарушений
1. Раскройте понятие дизонтогенеза. Дайте характеристику вариантов психического дизонтогенеза.
2. Назовите основные группы этиологических факторов, обусловливающих интеллектуальные нарушения.
3. Роль наследственных факторов в возникновении нарушений интеллекта.
4. Пренатальные вредности в возникновении нарушений интеллекта.
5. Родовой травматизм и асфиксия.
6. Факторы, действующие в период раннего постнатального развития.
8. Подготовьте доклады по темам:
· «Патоморфология умственной отсталости»,
· «Энцефалопатический фактор и патофизиология интеллектуальных нарушений»,
· «Этиология умственной отсталости»,
· «Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости»,
· «Экзогенные (внутриутробные, перинатальные и постнатальные) факторы возникновения умственной отсталости»,
· «Алкогольный синдром плода у детей».
· «Умственная отсталость инфекционного происхождения»,
· «Роль интоксикаций в возникновении умственной отсталости»,
· «Умственная отсталость травматического происхождения».
Список литературы:
Основная литература: ,
Дополнительная литература: , , , .
Занятия 4 - 5
Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Медико-генетическое консультирование
1. Роль наследственных факторов в возникновении интеллектуальных нарушений у детей. Используя материалы лекций, «Словарь» и учебные пособия, охарактеризуйте основные группы наследственных заболеваний, в клинической картине которых преобладает умственная отсталость. При выполнении задания обратить внимание на следующие аспекты:
· Какова частота наследственных форм умственной отсталости?
· Какие факторы лежат в основе наследственных заболеваний?
· Что является причиной хромосомных синдромов? Дайте клиническую характеристику не менее трех: а) аутосомных синдромов; б) гоносомных синдромов.
· Дайте характеристику генных заболеваний. Раскройте клинические особенности наследственных заболеваний обмена (энзимопатий), наследственных заболеваний эндокринной системы (болезнь Прадера – Вилли, миксидема, кретинизм и др).
· Какова роль медико-генетического консультирования в профилактике и лечении некоторых форм интеллектуальной недостаточности у детей?
14. Задачи, основные этапы и методы медико-генетического консультирования, его роль в диагностике, профилактике и лечении наследственных заболеваний.
Список литературы:
Основная литература: ,
Дополнительная литература: , , , 10].
Занятия 6 - 7
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта. Характеристика степеней умственной отсталости
1. Клинический контингент детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях VIII вида.
2. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей.
3. Структура интеллектуальных нарушений, особенности речи, психомоторики, эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка.
4. Особенности соматического, неврологического и психического состояния умственно отсталого ребенка.
5. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика человека с разной степенью умственной отсталости: легкой, умеренной, тяжелой, глубокой.
Список литературы:
Основная литература: , , , ,
Занятие 8
Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. Проблема дифференциальной диагностики
1. Основные принципы диагностики интеллектуальных нарушений.
2. Задачи и основные методы пренатальной и ранней диагностики отклонений в развитии у детей.
3. Методы клинической диагностики.
4. Изучение анамнеза.
5. Изучение физического и неврологического состояния.
6. Психопатологическое обследование.
7. Нейро- и психолингвистическое обследование.
8. Психолого-педагогическое обследование.
9. Психодиагностика.
10. Дифференциальная диагностика олигофрении и резидуально-органических деменций, слабоумия при шизофрении и эпилепсии, от задержек психического развития.
Список литературы:
Основная: , ,
Дополнительная:
Занятия 9 - 10
Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика особенностей
1. Группы психического здоровья детей.
2. Определение задержки психического развития (по Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалеву).
3. Этиология ЗПР.
4. Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы ЗПР.
5. Особенности соматического, неврологического, психического состояния детей с ЗПР.
6. Классификация ЗПР Г.Е. Сухаревой.
7. Классификация ЗПР К.С. Лебединской.
Список литературы:
Основная литература: , ,
Дополнительная литература: , .
Занятия 11-12
Лечебно-профилактическая работа в специальных учреждениях
И 8 видов
1. Типы лечебно – профилактических учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития.
2. Дифференциация лечебно – педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза.
3. Медикаментозная терапия.
4. Психотерапевтические методы.
5. Физиотерапия, ЛФК, массаж.
6. Организация лечебно-охранительного режима в учреждениях 7 и 8 видов.
Список литературы:
Основная литература: , , ,
Дополнительная литература: , .
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте основные социально-педагогические и клинико-психологические аспекты, проблемы психопатологии и дефектологии. Результаты оформите в виде таблицы:
Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты интеллектуальных нарушений
2. Раскройте связь клиники интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами медико-биологического цикла: невропатологией, психопатологией, основами генетики.
3. Покажите значение клиники интеллектуальных нарушений как основы для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР.
4. Раскройте основные понятия клиники интеллектуальных нарушений. Дополните словарь следующими понятиями: прогредиентность, интеллектуальная недостаточность, ген, хромосома, генотип, кариотип, асинхрония развития, высшая нервная деятельность, высшие психические функции, этиология, патогенез, психогигиена, психопрофилактика, компенсация, коррекция.
5. Дайте исторический обзор развития клинического изучения интеллектуальных нарушений. Заполните таблицу:
Этапы клинического изучения интеллектуальных нарушений
6. Раскройте понятие дизонтогенеза. Дайте характеристику вариантов психического дизонтогенеза.
7. Подготовьте доклады по темам: «Патоморфология умственной отсталости», «Энцефалопатический фактор и патофизиология интеллектуальных нарушений», «Этиология умственной отсталости», «Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости», «Экзогенные (внутриутробные, перинатальные и постнатальные) факторы возникновения умственной отсталости», «Умственная отсталость инфекционного происхождения», «Роль интоксикаций в возникновении умственной отсталости», «Умственная отсталость травматического происхождения».
8. Влияние алкоголизма родителей на потомство.
9. Заполните таблицу «Классификации умственной отсталости».
10. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении интеллектуальных нарушений у детей. Используя материалы лекций, «Словарь» и учебные пособия, охарактеризуйте основные группы наследственных заболеваний, в клинической картине которых преобладает умственная отсталость.
11. Какова роль медико-генетического консультирования в профилактике и лечении некоторых форм интеллектуальной недостаточности у детей?
12. Каков клинический контингент детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях VIII вида?
13. В чем состоят особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей?
14. Какова структура интеллектуальных нарушений, особенности речи, психомоторики, эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка?
15. В чем состоят особенности соматического и неврологического состояния умственно отсталого ребенка?
16. Дайте клиническую и психолого-педагогическую характеристику человека с разной степенью умственной отсталости: легкой, умеренной, тяжелой, глубокой.
17. Основные принципы диагностики интеллектуальных нарушений.
18. Задачи и основные методы пренатальной и ранней диагностики отклонений в развитии у детей.
19. Дифференциальная диагностика олигофрении и резидуально-органических деменций, слабоумия при шизофрении и эпилепсии, от задержек психического развития.
20. Определение задержки психического развития. Систематика (по Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалеву).
21. Этиология ЗПР.
22. Клинико-нейропсихологические механизмы ЗПР у детей.
23. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Основные принципы лечения, социальной адаптации и реабилитации.
24. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Темы контрольных работ
1. Место и роль знаний клинических основ интеллектуальных нарушений в практической деятельности специалиста в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
2. Роль наследственности и среды в возникновении интеллектуальных нарушений у детей.
3. Классификации интеллектуальных расстройств.
4. Умственная отсталость инфекционного происхождения.
5. Умственная отсталость травматического происхождения
6. Умственная отсталость при семейном алкоголизме.
7. Диагностика интеллектуальных нарушений у детей.
8. Клиническая характеристика контингента детей, посещающих образовательные учреждения 8 вида.
9. Клиническая характеристика контингента детей, посещающих образовательные учреждения 7 вида.
10. Лечебно-педагогическая работа в учреждениях 7 и 8 видов.
11. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.
12. Ранняя диагностика и профилактика нарушений интеллекта у детей.
13. Методы лечения интеллектуальных нарушений.
14. Деменция.
15. Клиническая характеристика детей группы риска.
16. Взаимосвязь медицинских и педагогических работников в работе по профилактике и лечению нарушений интеллекта у детей.
Вопросы к зачету
1. Психопатология и дефектология, их связь в медико – педагогическом цикле. Лечебная педагогика.
2. Предмет, задачи и основные понятия курса «Клиника интеллектуальных нарушений».
3. Этиология интеллектуальных нарушений.
4. История становления науки о клинических проявлениях и лечении интеллектуальных нарушений.
5. Анатомо-физиологические изменения при интеллектуальных нарушениях.
6. Контингент детей, посещающих специальные дошкольные и школьные учреждения 8 вида.
7. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Алкогольный синдром плода.
8. Классификации по степени выраженности нарушения интеллекта.
9. Особенности соматического, неврологического, психического состояния детей с нарушениями интеллекта.
10. Клинико-педагогическая характеристика детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
11. Клинико-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью.
12. Клинико-педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.
13. Клинико-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью.
14. Общие принципы диагностики интеллектуальных нарушений.
15. Методы клинической диагностики.
16. Методика изучения анамнеза.
17. Изучение физического и неврологического состояния.
18. Психопатологическое, нейропсихологическое и нейролингвитсическое исследование.
19. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.
20. Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена.
21. Умственная отсталость, обусловленная аутосомной патологией.
22. Умственная отсталость, обусловленная патологией в системе половых хромосом.
23. Дизостозические и ксеродермические формы умственной отсталости.
24. Умственная отсталость травматического происхождения.
25. Умственная отсталость инфекционного происхождения.
26. Умственная отсталость при эпилепсии, шизофрении.
27. Умственная отсталость при гидро- и микроцефалии.
28. Деменция.
29. Умственная отсталость, обусловленная эндокринной патологией.
30. Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы ЗПР.
31. Классификация ЗПР Г.Е. Сухаревой.
32. Классификация ЗПР К.С. Лебединской.
33. Группы психического здоровья детей. Особенности соматического состояния детей с ЗПР.
34. Медико-генетическое консультирование как метод профилактики интеллектуальных нарушений у детей.
35. Медикаментозное лечение интеллектуальных нарушений и ЗПР.
36. Психотерапия.
37. ЛФК, массаж, физиотерапия как методы лечения.
38. Организация лечебно-охранительного режима в учреждениях 7 и 8 вида.
Список литературы по курсу
Основная литература
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб, 2003.
2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Ерёмина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М.,2006.
3. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб, 2006.
5. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. - М., 2006.
6. Шалимов В.Ф . Клиника интеллектуальных нарушений. - М., 2003.
7. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. – СПб, 2002.
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2. Асанов А.Ю. и др. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М., 2003.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. Медицинские аспекты. – М., 1996.
4. Гуровец Г.В., Московкина А.Г. Роль медико-генетического консультирования в дифференциальной диагностике умственной отсталости.// Дефектология. – 2002. – №3. – С.39-44.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./Под ред. С.Г. Шевченко. – М.,2001.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.– М., 1997.
8. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М., 1989.
9. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико – генетические и психолого – педагогические аспекты умственной отсталости.// Дефектология. – 1995. - № 6.
10. Московкина А.Г., Сагдулаев А.А . Роль биологических и социальных факторов в происхождении умственной отсталости у детей при алкоголизме родителей.// Дефектология. - 1989. – №2. – С. 16-22.
11. Петрова В.Г., Белякова И.В . Психология умственно отсталого школьника. – М., 2002.
В современных классификациях болезней выделяются до 50 вариантов интеллектуальных нарушений. 10-я международная классификация болезней (МКБ-10) предусматривает новую классификацию психических расстройств и расстройств поведения (класс V), включающих в себя и нарушения интеллекта. Адаптированный вариант класса V-МКБ-10 от 01.01.199 г. рекомендован Министерством здравоохранения Российской Федерации для обязательного использования в медицинских учреждениях.
Согласно МКБ-10, классификация заболеваний класса V - психические расстройства и расстройства поведения - имеет ряд существенных отличий от классификаций болезней прошлых лет. К примеру: в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирования; так, заболевания класса V классифицируются под рубрикой F00-F99.
Во всей классификации используется термин «расстройство» вместо терминов «болезнь» и «заболевание».
Авторы данного пособия выделили из класса V - «Психические расстройства и расстройства поведения» - основные диагностические рубрики (F7, F0, Fl, F8)* имеющие прямое отношение к клинике интеллектуальных нарушений, и отдельные нозологические формы из других рубрик, в которых наиболее четко проявляются те либо иные изменения познавательных процессов как у детей, так и у взрослых.
* F7 - умственная отсталость; F0 - органические, включая симптоматические психические расстройства; F1 - психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления психоактивных веществ;
Основную клиническую картину большинства расстройств из рубрик F0 и F1 составляют интеллектуальные нарушения в виде приобретенного слабоумия - деменции.
F8 - расстройства психологического (психического) развития.
При этом учитывалась прежде всего специфика практической деятельности будущих специалистов - работа с детьми и подростками, имеющими различные психические расстройства, специфические расстройства психологического развития, а также развития речи, школьных навыков и др. Однако, учитывая, что интеллектуальные нарушения часто носят прогрессирующий характер, а отдельные нозологические формы проявляются лишь в зрелом или пожилом возрасте, будущим специалистам в области клинической и специальной психологии, логопедии, социальной работы и др. необходимы глубокие знания об особенностях интеллектуальных нарушений не только у детей, но и у взрослых.
При подготовке адаптированного варианта классификации интеллектуальных нарушений, наряду с использованием основных отдельных диагностических рубрик класса V-МКБ-10, авторами рассмотрены и другие варианты классификации слабоумия. (Выделение приобретенного слабоумия по течению патологического процесса и клиническим проявлениям.)*
* БМЭ. М., 1984. Т. 23. С. 405-406.
В зависимости от факторов риска, степени, уровня и объема поражения головного мозга, а также от продолжительности патогенного воздействия все интеллектуальные нарушения разделяются на две основные группы (схема 7):
Схема 7
1. Временное ослабление интеллекта (схема 8).
Схема 8
2. Стойкое нарушение интеллекта.
Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подразделяется на две группы:
1. Врожденное слабоумие - умственная отсталость.
2. Приобретенное слабоумие - деменция.
Однако для более глубокого понимания клинических особенностей отдельных нозологических форм, приводящих к стойкому нарушению интеллекта, в классификации дается их описание по факторам риска, степени тяжести, течению и клиническим проявлениям (схема 9, 10; таблица 1).
Схема 9
Схема 10
В современных классификациях болезней выделяются до 50 вариантов интеллектуальных нарушений. 10-я международная классификация болезней (МКБ-10) предусматривает новую классификацию психических расстройств и расстройств поведения (класс V), включающих в себя и нарушения интеллекта*.
Согласно МКБ-10, классификация заболеваний класса V - психические расстройства и расстройства поведения - имеет ряд существенных отличий от классификаций болезней прошлых лет. К примеру: в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирования; так, заболевания класса V классифицируются под рубрикой F00-F99.
Во всей классификации используется термин «расстройство» вместо терминов «болезнь» и «заболевание».
Авторы данного пособия выделили из класса V - «Психические расстройства и расстройства поведения» - основные диагностические рубрики (F7, F0, Fl, F8) 1 имеющие прямое отношение к клинике интеллектуальных нарушений, и отдельные нозологические формы из других рубрик, в которых наиболее четко проявляются те либо иные изменения познавательных процессов, как у детей, так и у взрослых.
При этом учитывалась, прежде всего специфика практической деятельности будущих специалистов - работа с детьми и подростками, имеющими различные психические расстройства, специфические расстройства психологического развития, а также развития речи, школьных навыков и др. Однако, учитывая, что интеллектуальные нарушения часто носят прогрессирующий характер, а отдельные нозологические формы проявляются лишь в зрелом или пожилом возрасте, будущим специалистам в области клинической и специальной психологии, логопедии, социальной работы и др. необходимы глубокие знания об особенностях интеллектуальных нарушений не только у детей, но и у взрослых.
*Адаптированный вариант класса V-МКБ-10 от 01.01.99 г. рекомендован Министерством здравоохранения Российской Федерации для обязательного использования в медицинских учреждениях.
1 F7 - умственная отсталость; F0 - органические, включая симптоматические психические расстройства; F1 - психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления психоактивных веществ;
Основную клиническую картину большинства расстройств из рубрик F0 и F1 составляют интеллектуальные нарушения в виде приобретенного слабоумия - деменции. F8 - расстройства психологического (психического) развития.
При подготовке адаптированного варианта классификации интеллектуальных нарушений, наряду с использованием основных отдельных диагностических рубрик класса V-МКБ-10, авторами рассмотрены и другие варианты классификации слабоумия. (выделение приобретенного слабоумия по течению патологического процесса и клиническим проявлениям.) 2
В зависимости от факторов риска, степени, уровня и объема поражения головного мозга, а также от продолжительности патогенного воздействия все интеллектуальные нарушения разделяются на две основные группы (схема 7):
1. Временное ослабление интеллекта (схема 8).
2. Стойкое нарушение интеллекта.
Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подразделяется на две группы:
1. Врожденное слабоумие - умственная отсталость.
2. Приобретенное слабоумие - деменция.
Однако для более глубокого понимания клинических особенностей отдельных нозологических форм, приводящих к стойкому нарушению интеллекта, в классификации дается их описание по факторам риска, степени тяжести, течению и клиническим проявлениям (схема 9, 10; таблица 1).
При поражениях головного мозга наблюдаются также и более легкие формы ослабления психической деятельности, не достигшие степени слабоумия. Такие состояния называются снижением уровня личности. Клинически они проявляются повышенной утомляемостью и раздражительностью, изменением поведения в виде дискомфортности, склонностью к уединению, сужению круга друзей, интересов и слабой выраженностью интеллектуальных нарушений. Однако при проградиентном развитии органического поражения мозга и длительном функциональном расстройстве нервной системы эти состояния усугубляются и достигают в конечном итоге степени слабоумия: Среди большого перечня психических расстройств и расстройств поведения, представленных, в адаптированном для использования в РФ варианте класса V-МКБ-10, отдельной рубрикой выделяется ряд расстройств, которые характеризуются обязательным развитием в младенческом или детском возрасте, повреждением или задержкой в развитии отдельных функций (речь, зрительно-пространственные навыки и др.), прогрессирующим течением. Характерно, что уровень интеллектуальных нарушений в большинстве случаев колеблется от легких до тяжелых степеней слабоумия. При отдельных нозологических формах отмечается нормальный уровень развития интеллекта.
__________________________________________________________________
2 БМЭ. М., 1984. Т. 23. С. 405-406.
Однако общим признаком этих расстройств является снижение уровня личности. Эта группа нарушений в классификации отмечена как «Расстройства психологического (психического) развития».
Кроме того, отдельной рубрикой выделяются «Невротические, связанные со стрессом, расстройства». Для отдельных нозологических форм данного вида расстройств характерны также снижение уровня личности и временное ослабление интеллекта. В случаях же длительного стрессорного фактора отмечаются проявления стойкого ослабления интеллекта, преимущественно легкой степени выраженности.
Из всех нозологических форм данных расстройств в эту рубрику вошли именно те патологические состояния, при которых отмечается то либо иное снижение уровня интеллекта.
Авторы не претендуют на энциклопедическую досканальность данной классификации интеллектуальных нарушений, но с учетом отсутствия на сегодня единой систематики приобретенного слабоумия, она может быть использована в практической деятельности специалистов при работе с детьми и взрослыми, страдающими различными видами расстройств интеллектуальной деятельности.
Таким образом адаптированный в соответствии с МКБ-10, вариант классификации интеллектуальных нарушений носит научно-обоснованный характер и рекомендуется авторами настоящего учебника, как для глубокого освоения студентами высших учебных заведений, так и – широкого использования специалистами разного профиля (врачи-психиторы, неврологи, педиатры; специальные педагоги и специальные психологи и др.) в своей профессиональной деятельности.
Классификация нарушений интеллекта
В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития относительно благополучен. Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети - олигофрены с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространенной является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.
При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера изменена не резко.
При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально - волевой сферы. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безинициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер.
Все дети - c олигофренией характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, особенно - в словесно - логическом мышлении. Умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Умственная отсталость не приводит к равномерному изменению у ребенка всех сторон психической деятельности. Для продвижения ребенка - олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Обучение в специальной школе приводит к существенным сдвигам в развитии детей с интеллектуальным нарушением. Для детей с нарушенным интеллектом характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности.
- Что означает знак, когда на линии сердца вилка
- Знаки на ладони- значение знаков на руке
- Пепельная угроза: крупнейшие извержения вулканов в XXI веке - Давыдов
- Откуда берутся молнии в плазменном шаре
- Венера Милосская – идеал женской красоты
- Какой материк пересекается всеми меридианами Земли
- Ашрам аммы в керале. Индия. Керала. Ашрам Аммы (Амритапури). Правила поведения в Ашраме