Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Самый большой бодибилдер — Грег Ковач: биография, интересные факты и причина смерти Грег Ковач в профессиональных рейтингах
  • Перуанская мака — что это такое
  • Февральская революция: кратко
  • Вся правда о шоколадных десертах — как правильно выбрать какао Чем заменить шоколад в выпечке
  • Как закрывать компот на зиму?
  • Высшая административная власть в ногайской орде. История Ногайской Орды: как кочевники создавали московскую кавалерию

    Высшая административная власть в ногайской орде. История Ногайской Орды: как кочевники создавали московскую кавалерию

    Ногаи – жители Ногайской Орды – известны под этим именем в большинстве источников, в частности русских, хотя имеются сведения, что ногайцы называли себя мангкытами, а свое государство – Мангкытским юртом. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в русских источниках – летописях и посольских книгах – под 1479, 1481 и 1486 гг., в западноевропейских – на карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. и в письме польского короля Сигизмунда I крымскому хану Менгли-Гирею 1514 г., в восточных – в грамотах крымских ханов и сановников государям Польши и Руси 1500, 1510 и 1516 гг.

    Ногайская Орда, располагавшаяся на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана, в конце XV–XVI в. была одной из ведущих политических сил Евразии. Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едигей, бывший фактическим правителем улуса Джучи в конце XIV – начале XV в.

    После гибели Едигея в 1420 г. преемником на правление в Мангкытском юрте, по завещанию, стал его сын Газий, объявленный беком. Газий-бек был жестоким человеком. Не выдержав его произвола, в 1428 г. эмиры убили его и затем со своими людьми стали покидать Орду.

    С уходом большинства эмиров и вождей племени в Сибирь Мангкытский юрт на время пришел в упадок. Сыновья и внуки Едигея разбрелись. Один из сыновей, Мансур, ушел к хану Хаджи-Мухаммеду, другой сын, Навруз, находился у Улуг-Мухаммеда, внук Едигея, Воккас, служил Абулхайр-хану. Население, ранее подчиненное Едигею и его преемнику Газию, перекочевало к узбекам, затем ушло в Центральную Азию. В Мангкытском юрте вместе с младшим сыном Едигея Нураддином, по тюркскому обычаю унаследовавшему юрт отца, находившийся на Яике, осталась лишь небольшая часть кочевников.

    Претензии Нураддина на главенство над Мангкытским юртом вызвали резкое недовольство со стороны представителей других именитых родов. Вспомнили о незнатном происхождении Едигея и его потомков, не принадлежавших к ветви Чингисхана. В связи с этим сторонникам Нураддина пришлось «обосновать» его право на главенство, наскоро составив генеалогию Едигея. По указанию Нураддина тогда же была составлена генеалогия и преемников Едигея, якобы являющихся потомками то ли суфия Ходжи Ахмеда Яссави, то ли самого Мухаммеда.

    Нураддин предпринял ряд мер, чтобы собрать остатки прежнего улуса, но, несмотря на это, он не был объявлен беком Орды. В официальной генеалогической таблице ногайских беков и мурз о нем говорится только как о мурзе, а не как о ногайском беке.

    Окончательное формирование Ногайской Орды произошло при сыне Нураддина Воккасе. Воккас был одним из главных лиц при Абулхайре и даже стал его старшим эмиром. Однако, предчувствуя ослабление узбеков, в 1447 г. он отделился от Абулхайра и вернулся в Мангкытский юрт, где было объявлен ногайским беком. В родословной ногайских беков и мурз Воккас назван ногайским беком. Правда, вскоре он был убит агентами Абулхайра. После убийства Воккаса его брат Аббас был провозглашен ногайским беком.

    Ногайская Орда (столица Сарайчик) заявила о себе как о самостоятельном государстве к началу XVI в., усилившись в связи с расколом узбекского союза. Тогда многие из племен, ранее входивших в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам. «В Ногайскую Орду входили племена: мангкыты, нойманы, кунгарты, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи, алчины, чублаки, конклыки, кераиты, кияты и другие», – отмечает Меховский.

    При распаде Орды Абулхайра Аббас, вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда, играл активную роль в захвате восточных владений Абулхайра в устье Сырдарьи, Амударьи и верховьях Иртыша. В XVI в. владения мангкытских беков граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самаре, Кинели и Кинельчеку. Здесь находились их летние пастбища. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. На юге Алтайские горы были пограничной линией, отделяющей Казахское ханство от Ногайской Орды.

    В первой половине XVI в. ногайцы кочевали в низовьях Сырдарьи, у берегов Аральского моря, у Каракума, Барсункума и у северовосточных берегов Каспийского моря.

    По своей фактической силе Ногайская Орда стала одним из самых сильных государственных образований, возникших после распада Золотой Орды. Однако то, что правящая в ней династия не относилась к потомкам Чингисхана, делало ее положение не совсем легитимным и ставило ее правителей в более низкое положение по сравнению с другими государями обломков улуса Джучи. В таких условиях фактические ногайские правители – беки, были вынуждены формально признавать власть какого-нибудь соседнего государя. Так, в начале 80-х годов XV в. формальным сюзереном ногаев был сибирский хан Ибак.

    Именно под его руководством в январе 1481 г. ногайское войско разгромило ставку хана Большой Орды Ахмата: «…прииде на него царь Ибак Нагайский и Орду взя; а самого безбожнаго царя Ахмата убил шурин его нагайский мурза Ямгурчей». После гибели Ибака ханом был сделан его брат Мамук. В самом конце XV в. его войска смогли на короткое время захватить союзную России Казань и свергнуть с престола ставленника Ивана III Мухаммед-Эмина. Однако долго удержаться в Казани Мамук не смог. Осаждали город ногаи и при Абдул-Латифе, но тогда удалось отбиться. В 1505 г., в то время, когда Мухаммед-Эмин отказался подчиняться Москве и перебил русских в Казани, ногайцы прислали ему на помощь 20-тысячное войско, с которым хан осаждал Нижний Новгород. Когда же на казанский престол сели представители династии Гиреев, влияние ногаев в ханстве усилилось. На помощь казанцам пришло 30 тыс. ногаев, «хотящее битися с Русью, обогатитися руским пленом и наимом царевым».

    К началу XVI в. ногайские правители уже не нуждались в марионеточных ханахчингисидах, и Ногайская Орда стала полностью самостоятельным государственным образованием. Непосредственные дипломатические отношения Ногайской Орды с Россией устанавливались в конце XV в. С этого времени начинается постоянный обмен посольствами между государствами, несмотря на определенные противоречия в вопросе о Казани, в которой ногайские правители стремились усилить свое влияние. Например, сведения о ногайском посольстве в Москву были занесены в официальную летопись под 1502 г. Интересно, что ногайские беки первое время не настаивали на равном статусе с великими князьями. Лишь в 30-е гг. XVI в. они стали требовать признания равенства или даже своего превосходства над русскими правителями. Дошло даже до того, что у Москвы требовали выплаты дани, которая причиталась с русских земель во времена могущества Золотой Орды.

    Первая четверть XVI в. оказалась и очень тяжелой для нового тюрко-монгольского государства. Началась ожесточенная борьба за власть между претендентами на бекство. Одновременно обрушились казахи с востока. В таких условиях многие ногаи переправлялись на правый берег Волги и оказывались в зависимости от крымского хана. Подчинившись ему, они участвовали в опустошительном походе Мухаммед-Гирея на Россию в 1521 г. Впрочем, русская летопись указывает на не совсем добровольное участие ногаев в походе: крымский хан «их же тогда одоле» т. е. они были подчинены силой. Однако уже в 1523 г. ногаи убили Мухаммед-Гирея и нанесли Крымскому ханству тяжелый удар.

    С середины 20-х гг. могущество Ногайской Орды растет: внутренние конфликты на время улажены, Крымское ханство перестало быть опасным.

    Близкое соседство позволяло ногаям влиять на внутреннее положение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, сажать на троны своих ставленников. По некоторым источникам, эти государства были обязаны отчислять определенные платежи правителям Ногайской Орды. Еще более непосредственному и интенсивному воздействию южных кочевников подвергались башкирские племена – подданные мангкытских беков.

    Восточными соседями Ногайской Орды были Казахское ханство и ханства Средней Азии. Отношения ногаев с казахскими династиями тоже развивались сложно, между ними случались жестокие войны. В первой четверти XVI в. хан Касим завоевал все степи за Волгой, но во второй четверти произошла ногайская «Реконкиста», и Казахское ханство превратилось в вассала ногаев. Узбекские же государства служили главным образом приютом для беженцев из Ногайской державы – беков и мурз, потерпевших неудачу в междоусобной борьбе.

    Политическое влияние ногаев на Россию было ограниченным как из-за религиозного (ислам) и экономического (кочевое скотоводство) барьеров, так и по причине отдаленности. Лишь со второй половины XVI в. в Московское царство стали переселяться мурзы; некоторые из них положили начало княжеским фамилиям (Кутумовы, Урусовы, Юсуповы и др.). Ногайские отряды нередко действовали в составе русских армий в Ливонской вой не и позже, в кампаниях против поляков, немцев и шведов.

    Следует отметить, что среди ногайских правителей не было единства по отношению к Казанскому ханству и, следовательно, России. В ногайской верхушке начался раскол в отношении России, причем проходил он по «географическому признаку». Мурзы, кочевавшие у Волги, склонялись к дружественным отношениям с московскими властями и согласны были признать русские интересы в Казани. Это объяснялось их экономическими связями с Москвой – они продавали в России огромные табуны лошадей и получали значительные «поминки» от великокняжеского правительства. Кроме того, именно у русских они покупали необходимые для кочевников товары. Не случайно поэтому, что многочисленные ногайские посольства часто касались вопросов торговли.

    Мурзы же, кочевавшие на востоке Ногайской Орды, зачастую занимали антирусскую позицию, так как экономически не были заинтересованы в расширении взаимовыгодной торговли с Россией.

    В конце 40-х гг. XVI в. ногайским беком становится Юсуф. Его отношение к России было сложным: он требовал от русской стороны признания себя правителем, равным по рангу золотоордынским или крымским ханам. Русская сторона не могла принять подобные требования. Несколько раз Юсуф собирался устроить поход на русские земли, но каждый раз эти замыслы срывались.

    Брат Юсуфа Исмаил, второе лицо среди ногайской знати, занимал доброжелательную по отношению к России позицию. Это имело объяснение: он контролировал западную часть Ногайской Орды и был кровно заинтересован в стабильных дружественных отношениях с Москвой для торговли. Когда фактически прекратились отношения Юсуфа и Москвы, отношения с Исмаилом продолжались. Русские власти делали на него ставку, стремясь вызвать конфликт между братьями и ослабить Орду в целом. В начале 50-х гг. XVI в. Исмаил сорвал несколько походов против России, в том числе и в 1552 г., когда шла осада Казани. В конце 1554 г. Юсуф погиб, и беком стал ориентировавшийся на Россию Исмаил. Теперь России можно было не опасаться набегов многочисленной ногайской конницы на границы и укреплять свое положение в недавно подчиненной Астрахани.

    В действительности смерть бия Юсуфа была лишь началом бедствий, которые обрушились на Ногайскую Орду. Война между Исмаилом и его племянниками (детьми Юсуфа) продолжалась несколько лет и характеризовалась небывалым ожесточением и гибелью большого числа кочевников. Лишь в 1557 г. Исмаилу удалось окончательно утвердиться на престоле. В довершение всех бедствий на Орду обрушились страшный голод и эпидемии. В результате Ногайская Орда никогда больше не смогла добиться того могущества, какое у нее было до смуты 50-х гг. XVI в. Начинается повальное бегство подданных бека на правую – крымскую – сторону Волги.

    Хорошие отношения с Исмаилом не мешали Ивану IV с почетом принимать в России его династических соперников – родственников погибшего бека Юсуфа.

    Исмаил-бек умер в 1563 г. В последние годы его правления Орда смогла несколько усилиться, но в действительности она была намного слабее, чем до начала его правления.

    После смерти Исмаила беком стал его сын Дин-Ахмет (1563–1578 гг.). Новый правитель подтвердил преемственность политики на союз и сотрудничество с России. Преемником Дин-Ахмета стал Урус (1578–1590 гг.), который, в конце концов, постепенно склонился к антирусской позиции: начались переговоры Ногайской Орды с Крымским ханством и набеги их отрядов на пограничные территории России. Причину такой смены внешнеполитической ориентации следует искать, видимо, в стремлении бека Уруса к равноправным отношениям с царем и желании получать больше «жалованья». Впрочем, Урус еще раньше, в 1569 г., во время похода турок на Астрахань, снабжал армию вторжения продовольствием и фуражом.

    Одной из причин ухудшения отношений между Ногайской Ордой и Россией было также основание русских городов в Поволжье. В 1586 г. была основана Самара, в 1589 г. – Царицын, в 1590 г. – Саратов. Был построен город и в Башкирии, на той земле, которую ногаи считали своей, – Уфа (1586 г.). Бекам объясняли, что новые города призваны защитить ногаев от нападений волжских казаков, которые в то время стали сильно беспокоить Орду. В действительности же города основывались на местах самых удобных переправ через Волгу с целью прекратить набеги кочевников. Все требования ногайской стороны оставить вновь построенные города отвергались. Среди самих ногаев не было единства: часть переходила на крымскую сторону Волги и присягала крымскому хану, часть уходила в так называемую Малую Ногайскую орду на Северном Кавказе. Значительная часть мурз не поддерживала антирусского курса бека склонялась к дружбе с Москвой. Но в 1581 г., когда Сарайчик был сожжен вольными казаками, ногайские власти обвинили в организации нападения русское правительство. Вообще же казаки в конце 70-х – начале 80-х гг. XVI в. обосновались на реке Яик, на исконных ногайских землях. В 1586 г. бек предпринял попытку взять казачий городок, но его войска были разбиты пришельцами. В таких условиях в том же 1586 г. Урус был вынужден пойти на нормализацию отношений с Россией.

    В конце XVI в. на Яике появляются и русские правительственные воеводы, которые, несмотря на протесты Ногайской Орды, основывают Яицкий городок.

    После гибели бека в Ногайской Орде начинается очередная смута. Не осталась в стороне от событий и Россия: ей было выгодно ослабление Орды.

    Во второй половине XVI в. Ногайская Орда распалась на Ногаи Большие, Ногаи Малые и Алтыульскую орду, которые выдающейся исторической роли не сыграли.

    После кровавой междоусобицы уцелели лишь жалкие остатки когда-то могучего государственного образования. Территория ногаев теперь ограничивалась в основном междуречьем Волги и Яика. Беком стал Иштерек (1600 г.). Зависимость Орды от русских властей росла. Усиливался разброд среди самих ногаев, большие их группы откочевывали под власть Крымского ханства.

    Российское правительство активизировало проведение политики по разжиганию ссор между различными представителями ногайской аристократии, стремясь не допустить восстановления единства Ногайской Орды. В разгар кризиса в 1619 г. Иштерек умер.

    После его смерти вспыхнула очередная междоусобица, поддерживаемая русскими властями в Астрахани. В конце концов новым беком был провозглашен Канай, но успокоения в степях не наступило, продолжались войны. Ситуация еще больше усложнилась с началом широкомасштабного нашествия калмыков, которые и нанесли Орде смертельный удар. Большая часть ногаев тогда перешла на правую сторону Волги. Много вреда ногаям причинили и астраханские власти, правительственные воеводы, стрельцы. Фактически к середине 30-х гг. XVII в. Ногайская Орда прекратила свое существование, а последний бек Канай оказался в астраханской тюрьме, где и умер в 1638 г.

    Итак, Ногайская держава доминировала и являлась одним из безусловных гегемонов Восточной Евразии, хотя и сравнительно непродолжительный срок – в конце XV и первой половине XVI в. Апогей ее могущества пришелся на вторую четверть XVI столетия, после чего происходит постепенное ослабление ее и в конце концов распад.

    С Ногайской Ордой и выходцами из нее соприкасались и отчасти ассимилировались предки казахов и кыргызов, татар казанских и крымских, сибирских и астраханских, башкир и каракалпаков, туркмен и калмыков, донских и уральских казаков, а также многих народов Северного Кавказа.

    В ходе своих миграций ногаи несли и элементы духовной культуры. У тюркских народов Евразии (ногайцев, татар, башкир, казахов, каракалпаков и др.) сложился общий пласт героического эпоса, так называемый ногайский цикл, повествующий о Едигее и его потомках. Сама фигура родоначальника мангкытских беков Едигея была сакрализована казахами и каракалпаками, которые почитали его как покровителя лошадей. Народ ногой фигурирует и в героическом эпосе кыргызов «Манас».


    | |

    Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV-XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось "мангытским юртом" по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайской Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396-1411).Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426-1440). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья "узбеков", продвигаясь все дальше к востоку и югу. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря.Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз (ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнополитическое объединение, входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.В ногайском обществе XIV-XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и КазахстанаЧасть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза.


    32. Государство Тимуридов: внутренняя и внешняя политика .

    Государство Тимура и тимуридов (XIV - XV вв.). В XIV в. в услови­ях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, вхо­дившие в Чагатайское государство.Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Се­миречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайс­ком государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

    В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его един­ственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя по­литику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему ус­трашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афга­нистана.Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.Под суюргалом в конце XIV и в XV вв. подразумевали передачу в на­следственное владение и управление определенной земли с правом частич­ного, а иногда и

    полного взимания с населения податей и налогов. Нередко вместе с землей передавались и административные права на соответствую­щую территорию и ее население.

    После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками - тимуридами. Былая империя постепенно рас­палась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

    Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов - феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледели­ем работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государ­ственного управления. Сам эмир был типичным феодальным прави­телем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из пред­ставителей высших слоев общества (родственников Тимура, предста­вителей высшего духовенства, высших должностных лиц - вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная орга­низация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десят­ки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управле­ния были вазираты: по делам гражданского населения, по делам воен­нослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управля­ли местные правители - беки, хакимы, арбобы.

    После распада Золотой Орды и выделения из ее состава нескольких новых ханств, на территории Самарского Поволжья, особенно в южных районах Заволжья, продолжали господствовать кочевники, так как здесь располагались обширные летние пастбища, а из-за малоснежных зим табунам коней легче было добывать корм из-под снега. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. на территории Заволжья, севернее рек Самары и Кинеля находились дальние летние пастбища и охотничьи угодья башкир и ногаев.

    Ногайское государство возникло в конце XIV-начале XV вв. Окончательное формирование этого государственного образования произошло в 40-е гг. XVI в. Территория кочевых владений ногаев простиралась от Аральского моря до Волги с востока на запад и от Каспийского моря до современной Башкирии с юга на север. Во всех работах, посвященных изучению истории поволжской степи и ее народов, приводится выдержка из «Книги Большому Чертежу» конца XVI в. (документ) : «…от верху реки Бузувлука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших ногаев». Население Ногайской Орды, как и Золотой Орды, было кочевым и разноплеменным, но основная группа была представлена кипчаками или половцами, или куманами. Эта народность появилась в восточно-европейских степях в середине XI в., была ассимилирована монголами и образовала основной этнос Золотой Орды.

    В конце XIII в. часть половцев племени мангытов обособилась под руководством князя Ногая. Однако антропоним «ногай» не является самоназванием. Исследователи сходятся во мнении, что это название было дано им другими народами и означало «собака», что дает основание предположить, что это животное было их тотемом. Ногаями мангытов очевидно называли половцы из других кланов. Самоназвание этого народа – мангыты, а их территория обитания – Мангытский улус. Не смотря на единое название и государственное образование, повторилась история Золотой Орды – слияния всех кочевых этнических групп в единую народность не произошло. Образовался непрочный союз из восемнадцати тюркских и монгольских племен, основными из которых были мангыты, найманы, кипчаки и кияты.

    В 1577 г. Ногайскую Орду посетил английский путешественник Дженкинсон, отразивший это посещение в своих заметках (документ) : «Они распределены на отдельные группы, называющиеся ордами. Каждая орда имеет своего правителя, называющего себя мурзой, которому они повинуются, как королю. Каждый мурза, или король, имел около себя орду, как своих подданных, с их женами, детьми, скотом».

    В зимнее время ногаи кочевали в прикаспийских степях, где легче перенести суровые морозы и бескормицу. Эти места считались основной территорией Ногайской Орды. С наступлением весны кочевники поднимались к северу по рекам Волга и Яик до рек Самара и Кинель. Башкиры, обитавшие севернее, платили ногаям дань. Нередко ставленники ногайских владык находились во главе Казанского ханства. Польский историк Матвей Меховской называл этот народ наиболее многочисленным и самым крупным остатком Золотой Орды. Это был весьма грозный противник, даже для Российской державы.


    Из всех кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды, ногаи более других оставались верны завету Чингисхана «везде кочевать и никогда не делаться оседлыми». На вопрос путешественников, почему они не строят городов, кочевники отвечали, что «башню строит тот, кто труслив». Однако громадное по территории и народонаселению государство, способное выставить до 200 тысяч воинов, с общим числом мужского населения в 350 тысяч человек, было образованием аморфным, раздробленным и отсталым. Следует отметить, что, не смотря на огромный военный потенциал, неизвестно ни одного случая использования всей массы ногайских вооруженных сил.

    Путешественник Дженкинсон оставил характеристику образа жизни этого народа (документ) : «у ногаев нет ни городов, ни домов, живут они открыто в степях. Когда скот съест всю траву, они перекочуют в другое место. Это народ пастушеский, владеющий множеством скота, составляющим все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс» . Скот являлся основным богатством народа, пастушество – основным занятием. Ремесла были связаны с переработкой продуктов скотоводства. Ногаи не сеяли и не жали хлеба, многие из них не знали даже его вкуса, а жившие на окраинах и не слышали о нем. Основным мерилом богатства у ногаев был скот: лошади, овцы, верблюды. У мурз число скота доходило до 40 тыс. голов. Скотоводство давало кожу, шерсть, шкуры, войлок, составляло предмет торговли. Ежегодно на Русь из ногайской степи направлялись десятки тысяч голов лошадей и овец. Частично табуны распродавались в Астрахани и Казани, но в основном отправлялись в Москву. Торг с Москвой был настолько выгоден для ногаев, что московское правительство, желая наказать мурз за набеги, запрещало торговать с ними в пограничных городах – Самаре, Царицыне, Саратове. Ногайские посольства везли в Москву жалобы на оскудения из-за запрета на торговлю скотом. Из России в орду везли сукно, панцири, олово, ртуть, шафран, платье, холсты, оружейный припас. Кочевники предпочитали натуральный обмен, деньги не имели широкого хождения, а золото и серебро использовались для украшения. Из Москвы так же шел поток подарков с посольствами не только князю, но и каждому мурзе персонально. Подарки шли за послушание и за государеву службу.

    В отличие от Золотой Орды, у ногаев практически не было постоянной резиденции. Единственным ногайским городом был Сарайчик, представлявший собой пустынное незастроенное место в низовьях Яика, где находилась тюрьма и кладбище.

    Крайне примитивным был и государственный аппарат. Вся ногайская степь была поделена между мурзами и их ордами на основе вотчинного права. Главой государства был бий (князь), которому помогали избиравшиеся на съезде мурз высшие правительственные чиновники – нурадин (родной брат князя), кековат, тайбуга. В случае смерти князя его приемником становился нурадин. Нурадин практически не подчинялся князю, кековат и тайбуга считали себя в значительной степени независимыми государями.

    Все государственные вопросы решались на съезде мурз. Мурзы признавали князя «старшим братом» и клялись подчиняться его приказам, но в тоже время писали в Москву, чтобы на всех мурз смотрели ровно. Часто князья и нурадины жаловались в Москву на своеволие мурз, которые в своих ордах проявляли неограниченную власть. Одним из показательных примеров является жалоба хана Измаила (1555 г.) Ивану IV на своих мурз, уходивших за Волгу в подданство крымского хана. Измаил из года в год просил Ивана IV поставить городки-крепости на волжских переправах, дабы воспрепятствовать этому.

    Ногайское общество и государство на протяжении всей своей истории находились на примитивном уровне развития. Удобнее всего определять их государственное и общественное устройство как ранний феодализм с пережитками родоплеменного строя. Основная часть ногаев принадлежала к «черным» людям (кара халик), которые являли собой аналогию полусвободного феодального крестьянина. На «черных людей» были возложены две основные повинности: натуральная и служебная, которые заключались в снабжении мурз и князей всем необходимым. Отсутствие четко выраженной общественной дифференциации способствовало наличию определенной монолитности в низах общества. Помимо «черных людей» существовала еще более низкая категория населения – «кул», нечто вроде крепостных или полупатриархальных рабов. Однако эта категория была невелика и не оказала серьезного влияния на хозяйственную и общественную жизнь. В середине XIV в. Золотая Орда, в том числе и ногаи, приняла в качестве государственной религии ислам. По всей видимости, ногаи исповедовали суннитскую ветвь ислама. Несмотря на бурную предысторию племен и народов, входивших в состав Ногайской Орды, история этого государства оказалась ничем не примечательной и лишенной ярких событий.

    В середине XVI в. Русь продолжила свою экспансию на юг и юго-восток, захватила волжский путь и вышла к Каспийскому морю. Ногайская Орда в это время переживала кризис: многочисленные орды не связывала ни экономика, ни этническое единство. Благоприятная ситуация для развала Ногайской Орды сложилась после присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Верхам Ногайского государства нужно было определить свое отношение и свое место в отношениях с Россией.

    Ногаи сохраняли теснейшие связи с ханами Казани и Астрахани. Эти государства издавна тяготели к Крыму и, следовательно, к Османской империи. Очевидно, что ногаи не могли приветствовать захвата и покорения Казани и Астрахани Россией. В то же время большая часть ногайских мурз понимала, что бороться с таким соседом как Россия бесперспективно. Тем не менее, раскола избежать не удалось. Мурзы, кочевавшие в Заволжских степях во главе с нурадином Измаилом, решили покориться Москве. Оппозицию возглавил князь Юсуф, кочевавший за Яиком. Оппозиция решила перейти к открытой конфронтации. Однако в 1555 г. Юсуф умер и во главе Орды встал Измаил. Уже через три года ногаи, обращаясь к Ивану IV, называли его «государем». Отношения с Россией постепенно пробрели характер вассалитета. В 1557 г. Измаил даже дал московским послам шертную грамоту, что означало признание вассальной зависимости. В самой орде административных изменений не произошло, русские порядки и чиновники в улусах не появились. В Ногайскую Орду по-прежнему шел поток подарков, налаживался товарообмен. Ногайская конница служила русскому князю, а мурзы обещали не оказывать поддержки крымскому хану.

    В 50-х гг. XVI в. на территории орды разразился страшный голод, на степь обрушилась засуха, начался падеж скота. Кочевья пришли в запустение и мурзы стали покидать свои территории. Князь Курбский в 1557 г. писал (документ) : «Улусы ногайские, прежде многолюдные и богатые, опустели в жестокую зиму 1557 г., скот и люди гибли от несносного голода» . Результатом стал распад орды на три части: Большую Ногайскую Орду, кочевавшую между Волгой и Яиком на левобережье Волги; Алтыульский улус – восточнее Яика; Малую Ногайскую Орду – Прикубанье.

    После смерти Измаила, княжил его сын Тин-Ахмет (1563-1578 гг.). Он пытался восстановить целостность Ногайской Орды и старался избегать конфликтов с Русью, удерживая от набегов мурз. Тин-Ахмет добился определенных успехов в объединении Орды, чем и воспользовался следующий князь – Урус. Урус прослышал о неудачах России в Ливонской войне и решил открыто выступить против Москвы. С его ведома возобновились ногайские и крымско-ногайские набеги. Урус опирался на Турцию и Крым. В 1578 г. на приеме московского посольства он открыто назвал себя государем ногаев.

    Турция с Крымом в конце 60-х начале 70-х гг. XVI в. решили при помощи ногаев восстановить Казанское и Астраханское ханства, ликвидировав самостоятельность России. Москве в это время было не до ногаев, так как она занята в Ливонии. С этого времени кочевая знать открыто переходит на сторону противников Москвы. В 1579-1580 гг. Урус готовит поход на Русь, в связи с поражением русских войск от Стефана Батория.

    Однако часть мурз считала, что если начнется война, то в убытке окажутся обе стороны. Единого похода так и не получилось, хотя отдельные орды устраивали набеги: в 1581 г. из улуса мурзы Тинбая ходило в набег до восьми тысяч человек, а всего в набегах участвовало до двадцати пяти тысяч ногаев. Москва же за всю вторую половину XVI в. ни разу не ходила к ногаям войной, ограничиваясь посылкой гарнизонов по Волге до Астрахани и заставами в опасных местах.

    Все же набеги на русские окраины были скорее исключением, так как основная часть знати понимала необходимость мирных отношений с Русью. До середины 80-х гг. XVI в. Москва для сдерживания ногайских выступлений использовала казачью вольницу, выступая посредником между казаками и ногаями, якобы для ограждения ногаев от казаков. Под этим предлогом и были построены крепости Самара и Уфа.

    Окончательно ногаи подчинились Москве после поражения в 1586 г. под Кош-Яицким городком. В 1600 г. бия уже не избирали мурзы, а посадил на престол астраханский воевода. Однако набеги ногаев на русские окраины продолжались вплоть до 1616 г. Завершило свое существование кочевое государство ногаев с приходом калмыков в первой трети XVII в. С этого времени ногаи исчезают из упоминай в русских источниках.

    НОГАЙСКАЯ ОРДА - ман-гыт-ский юрт, круп-ней-шее государственное об-ра-зо-ва-ние сре-ди сфор-ми-ро-вав-ших-ся в хо-де рас-па-да Зо-ло-той Ор-ды.

    Ядром Ногайской Орды стал Ман-гыт-ский юрт - тер-ри-то-рия ко-че-вий тюрк. пле-ме-ни ман-гы-тов в ме-ж-ду-ре-чье Яи-ка (ны-не Урал) и Эм-бы. В конце XIV века бек-лер-бек Еди-гей, про-ис-хо-див-ший из ман-гы-тов, со-брал в этом рай-оне основную мас-су сво-их со-пле-мен-ни-ков и об-ра-зо-вал там удель-ное вла-де-ние (юрт). Фор-маль-но воз-глав-лял его сам Еди-гей, но ре-аль-ное управ-ле-ние осу-ще-ст-в-лял его сын - Нур ад-Дин, за-тем брат по-след-не-го - Га-зи, а по-сле его смер-ти - сын Нур ад-Ди-на , Вак-кас. Вак-кас стал бек-лер-бе-ком и бли-жай-шим со-рат-ни-ком узбекского ха-на Абул-хай-ра из ди-на-стии Шей-бани-дов.

    В 1480-х годах Ман-гыт-ский юрт, воз-глав-ляв-ший-ся деть-ми Вак-ка-са, об-рёл пол-ную не-за-ви-си-мость. Его пред-во-ди-тель Му-са с конца XV века стал пра-вить юр-том са-мостоя-тель-но. К то-му вре-ме-ни во-круг ман-гыт-ско-го яд-ра со-бра-лось мно-го тюр-ко-кип-чак-ских пле-мён, ко-то-рые ста-ли обо-зна-чать-ся об-щим по-ня-ти-ем «но-гай» (не-яс-но-го про-ис-хо-ж-де-ния). В русских средне-вековый ис-точ-ни-ках и в современной ис-то-рио-гра-фии Ман-гыт-ский юрт по-лу-чил на-зва-ние Но-гай-ской Ор-ды.

    По сво-им раз-ме-рам и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Ногайской Орды пре-вос-хо-ди-ла другие вла-де-ния, об-ра-зо-вав-шие-ся на мес-те Зо-ло-той Ор-ды. Её тер-ри-то-рия ох-ва-ты-ва-ла пра-во-бе-ре-жье Вол-ги в её ниж-нем те-че-нии, За-пад-ный и от-час-ти Центрального Ка-зах-стан, а так-же часть Баш-ки-рии. Сто-ли-цей и един-ст-вен-ным дос-то-вер-но из-вест-ным го-ро-дом Ногайской Орды до 1581 года яв-лял-ся Са-рай-чик. На-се-ле-ние со-став-ля-ло в первой половине XVI века около 900 тыс. человек; впо-след-ст-вии оно не-ук-лон-но со-кра-ща-лось.

    На тер-ри-то-рии Ногайской Орды рас-по-ла-га-лись зо-ны ко-че-ва-ния но-гай-ских пле-мён, ко-то-рые управ-ля-лись по-том-ка-ми Еди-гея - мир-за-ми (мур-за-ми). Воз-глав-лял их бий пле-ме-ни ман-гы-тов (улу бий, улуг бек), т. к. Еди-гей и его по-том-ки не при-над-ле-жа-ли к ди-на-стии Чин-ги-си-дов и не име-ли пра-ва на хан-ский ти-тул. Ве-ро-ят-но, в не-ко-то-рых пле-ме-нах бы-ли собственные бии, со-хра-няв-шие своё по-ло-же-ние бла-го-да-ря ло-яль-но-сти гла-ве ман-гы-тов. В 1530-х годах Ногайская Орда по об-раз-цу про-чих ханств - на-след-ни-ков Зо-ло-той Ор-ды раз-де-ли-лась на пра-вое и ле-вое «кры-лья» (зап. и вост. про-вин-ции) во гла-ве с на-ме-ст-ни-ка-ми- вое-на-чаль-ни-ка-ми - ну-ра-ди-ном и ке-ко-ва-том (оба на-зва-ния про-изош-ли от имён сы-но-вей Еди-гея). В 1580-х годах бы-ла так-же вве-де-на долж-ность тай-бу-ги (по име-ни по-лу-ле-ген-дар-но-го ро-до-на-чаль-ни-ка ди-на-стии Тай-бу-ги-дов) - для управ-ле-ния та-та-ра-ми, миг-ри-ро-вав-ши-ми из Си-би-ри в северо-восточные вла-де-ния но-га-ев по-сле раз-гро-ма Си-бир-ско-го хан-ст-ва Ер-ма-ком Ти-мо-фее-ви-чем . Осо-бое на-ме-ст-ни-че-ст-во в со-ста-ве Ногайской Орды со-став-ля-ла об-ласть рас-се-ле-ния баш-кир, на-ме-ст-ник над ко-то-ры-ми за-ни-мал вы-со-кое по-ло-же-ние в ие-рар-хии мирз.

    Управ-ле-ние Ногацской Орды осу-ще-ст-в-ля-лось при по-мо-щи ад-ми-ни-ст-ра-ции: при-двор-ных слу-жи-те-лей в став-ках би-ев и мирз, пис-цов, му-сульм. ду-хо-вен-ст-ва. Для об-су-ж-де-ния важ-ных по-ли-тических во-про-сов и ре-гу-ляр-но-го пе-ре-рас-пре-де-ле-ния ко-че-вий бий со-би-рал съез-ды мирз.

    Но-гаи яв-ля-лись ти-пич-ны-ми ко-че-вы-ми ско-то-во-да-ми, прак-ти-че-ски не знав-ши-ми и не лю-бив-ши-ми го-род-ской жиз-ни. По-ми-мо Са-рай-чи-ка, в но-гай-ском эпо-се и в башкирских пре-да-ни-ях упо-ми-на-ют-ся несколько др. го-ро-дов, од-на-ко ар-хео-ло-ги-че-ски они не вы-яв-ле-ны. Де-неж-ное об-ра-ще-ние не прак-ти-ко-ва-лось, при не-об-хо-ди-мо-сти це-на то-ва-ров при-во-ди-лась к эк-ви-ва-лен-ту стои-мо-сти ско-та (овец и ло-ша-дей). По-да-ти, ре-гу-ляр-но вы-пла-чи-вав-шие-ся ко-чев-ни-ка-ми в поль-зу би-ев и мирз, бы-ли на-ту-раль-ны-ми (скот и про-дук-ты жи-вот-но-вод-ст-ва, пуш-ни-на, мёд и др.). Зем-ле-де-лие на-хо-ди-лось в за-ча-точ-ном со-стоя-нии и сво-ди-лось к не-боль-шим по-се-вам про-са в до-ли-не Яи-ка. Ре-мес-ло но-си-ло до-маш-ний ха-рак-тер, обес-пе-чи-вая лишь по-треб-но-сти ко-че-во-го ско-то-вод-ст-ва. Для при-об-ре-те-ния хле-ба, ме-тал-лич. из-де-лий и тка-ней но-гаи ве-ли ожив-лён-ную тор-гов-лю с со-сед-ни-ми стра-на-ми, осо-бен-но с Русским государством. Ак-тив-но-му об-ме-ну то-ва-ра-ми спо-соб-ст-во-ва-ло рас-по-ло-же-ние Ногайской Орды на ста-рых ка-ра-ван-ных пу-тях из Средней Азии и Пер-сии в Восточную Ев-ро-пу. На русский ры-нок но-гаи по-став-ля-ли гл. обр. ло-ша-дей, ко-то-рые в XVI веке ак-тив-но при-об-ре-та-лись русским пра-ви-тель-ст-вом и служи-лы-ми людьми для нужд дво-рян-ско-го опол-че-ния. Мно-гие но-гай-ские по-соль-ст-ва при-бы-ва-ли в Мо-ск-ву в со-про-во-ж-де-нии тор-го-вых ка-ра-ва-нов и мно-го-ты-сяч-ных та-бу-нов для про-да-жи.

    По-сле смер-ти Му-сы (около 1502 года) его млад-шие бра-тья и сы-но-вья всту-пи-ли в борь-бу за власть. По-сте-пен-но об-ра-зо-ва-лись два про-ти-во-стоя-щих ла-ге-ря мирз, ко-то-рые воз-гла-ви-ли сы-но-вья Му-сы - Шейх-Му-хам-мед и Ал-ча-гир, а за-тем сын Му-сы Ма-май и пле-мян-ник Агиш. Все они пы-та-лись при-влечь к се-бе как мож-но боль-ше ро-ди-чей, а так-же об-рес-ти опо-ру в ли-це со-сед-них пра-ви-те-лей. Ос-лаб-лен-ным со-стоя-ни-ем но-га-ев вос-поль-зо-вал-ся ка-захский хан Ка-сим, ко-то-рый вос-при-ни-мал но-гай-ских мирз как сво-их не-по-кор-ных под-дан-ных, а г. Са-рай-чик - как своё на-след-ст-вен-ное вла-де-ние. В 1519-1520 годы вой-ска Ка-си-ма за-ня-ли прак-ти-че-ски всю тер-ри-то-рию Ногайской Орды. Боль-шин-ст-во мирз пе-ре-бра-лось на пра-вый бе-рег Вол-ги и ста-ло ко-че-вать в пре-де-лах Крым-ско-го хан-ст-ва. Крым-ский хан Му-хам-мед-Ги-рей I ви-дел в них по-пол-не-ние для сво-его опол-че-ния и в 1521 году при-влёк но-гай-ских бе-жен-цев к на-бе-гу на Мо-ск-ву. В том же го-ду умер Ка-сим, в его вла-де-ни-ях на-сту-пи-ла раз-дроб-лен-ность, и но-гаи по-лу-чи-ли воз-мож-ность вос-ста-но-вить Ногайскую Орду. По-сле мно-го-лет-них войн ка-за-хи бы-ли пол-но-стью раз-гром-ле-ны но-гая-ми (в сою-зе с уз-бе-ка-ми и мо-го-ла-ми) и от-бро-ше-ны да-ле-ко на вос-ток. Тер-ри-то-рия Н. О. сно-ва ох-ва-ти-ла об-шир-ные про-стран-ст-ва сте-пей от Вол-ги до Ир-ты-ша. В 1523 году мир-зы Ма-май и Агиш уби-ли свое-го быв-ше-го по-кро-ви-те-ля Му-хам-мед-Ги-рея I и ра-зо-ри-ли Крым-ское хан-ст-во. Ногайская Орда пре-вра-ти-лась в зна-чительную си-лу: ка-зан-ские и ас-т-ра-хан-ские ха-ны ста-ли пе-рио-ди-че-ски вы-пла-чи-вать би-ям оп-ре-де-лён-ные пла-те-жи во из-бе-жа-ние но-гай-ских на-бе-гов; крым-ские та-та-ры и ка-за-хи те-перь опа-са-лись кон-флик-то-вать с Ногайской Ордой, ко-то-рую с начала 1530-х годов воз-гла-вил сын Му-сы Са-ид-Ах-мед. В 1537 году по-том-ки Нур ад-Ди-на со-бра-лись на съезд, на ко-то-ром по-ста-но-ви-ли пре-кра-тить раз-до-ры и дер-жать-ся спло-чён-но, под-чи-ня-ясь бию как внут-ри Ногайской Орды, так и во внеш-не-по-ли-тических де-лах. В начале 1540-х годов Ногайскую Орду воз-гла-вил Шейх-Ма-май, ве-ро-ят-но, сверг-нув-ший сво-его бра-та Са-ид-Ах-ме-да, от-ко-че-вав-ше-го в Ср. Азию. По-сле смер-ти Шейх-Ма-мая (1549 год) пост бия пе-ре-шёл к сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву сы-ну Му-сы Юсу-фу. В 1530-1540-х годах Ногайская Орда иг-ра-ла зна-чительную роль в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях Восточной Ев-ро-пы и Дешт-и-Кип-ча-ка, её пра-ви-те-ли ак-тив-но вме-ши-ва-лись в по-ли-ти-ку Ка-зан-ско-го хан-ст-ва и Си-бир-ско-го хан-ст-ва, не-ред-ко кон-флик-то-ва-ли с крым-ски-ми ха-на-ми, стре-мив-ши-ми-ся под-чи-нить но-га-ев сво-ему влия-нию.

    К середине 1550-х годов обо-ст-ри-лась борь-ба разл. груп-пи-ро-вок но-гай-ской зна-ти. Мно-гие мир-зы бы-ли обес-по-кое-ны про-дви-же-ни-ем Русского государства на вос-ток, за-вое-ва-ни-ем ца-рём Ива-ном IV Ва-силь-е-ви-чем Ка-зан-ско-го хан-ст-ва (1552 год) и ус-та-нов-ле-ни-ем им кон-тро-ля над Ас-т-ра-хан-ским хан-ст-вом (1554 год). Во гла-ве про-тив-ни-ков про-рус-ской ори-ен-та-ции сто-ял бий Юсуф, во гла-ве сто-рон-ни-ков сбли-же-ния с Русским государством - его брат, ну-ра-дин Ис-ма-ил. В 1554 году Ис-ма-ил сверг и убил Юсу-фа, по-сле че-го на про-тя-же-нии не-сколь-ких лет про-дол-жа-лись меж-до-усо-би-цы. Воо-руж. кон-флик-ты со-про-во-ж-да-лись на-ру-ше-ни-ем на-ла-жен-ной сис-те-мы пе-ре-ко-чё-вок, что при-во-ди-ло к мас-со-вой ги-бе-ли ско-та и, как след-ст-вие, к го-ло-ду сре-ди на-се-ле-ния. Во вре-мя этих со-бы-тий боль-шое ко-ли-че-ст-во но-га-ев умер-ло от ли-ше-ний и эпи-де-мии чу-мы или пе-ре-се-ли-лось в ок-ре-ст-ные го-су-дар-ст-ва. В Мо-ск-ве Ис-маи-ла рас-це-ни-ва-ли как со-юз-ни-ка и не-од-но-крат-но ока-зы-ва-ли ему по-мощь, по-сы-лая про-до-воль-ст-вие и на-прав-ляя стре-лец-кие от-ря-ды для за-щи-ты от про-тив-ни-ков. Ока-зав-шись во внеш-не-по-ли-тической изо-ля-ции, Ис-ма-ил по-ла-гал-ся лишь на под-держ-ку ца-ря Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча. В за-клю-чён-ных ме-ж-ду ни-ми до-го-во-рах («шер-тях») бий при-зна-вал ие-рар-хич. стар-шин-ст-во ца-ря над со-бой и обя-зал-ся быть его вер-ным со-юз-ни-ком. Од-на-ко, во-пре-ки рас-про-стра-нён-но-му в ис-то-рио-гра-фии мне-нию, Ис-ма-ил не пе-ре-шёл в рус. под-дан-ст-во, как не про-изош-ло и при-сое-ди-не-ния Ногайской Орды к Русскому государству.

    К концу 1550-х годов Ис-ма-ил ут-вер-дил-ся у вла-сти, а раз-гром-лен-ные им со-пер-ни-ки бе-жа-ли с тер-ри-то-рии Ногайской Орды. Часть их обос-но-ва-лась на Северо-Западном Кав-ка-зе, об-ра-зо-вав в 1550-х годах. Ма-лую Ногайскую Орду (или Ка-зы-ев улус - по име-ни его ос-но-ва-те-ля - вну-ка Ал-ча-ги-ра мир-зы Га-зи), при этом ос-нов-ная, за-волж-ская тер-ри-то-рия но-га-ев ста-ла с это-го вре-ме-ни име-но-вать-ся в русских ис-точ-ни-ках Боль-шой Ногайской Орды (или Боль-ши-ми Но-гая-ми). Од-но-вре-мен-но на вос-то-ке Ногайской Орды стал по-сте-пен-но обо-соб-лять-ся Ал-ты-уль-ский улус, вклю-чав-ший вла-де-ния по-том-ков Шейх-Ма-мая (т. н. Ал-тыу-лов). Не-ко-то-рые мир-зы пе-ре-се-ли-лись в Русское государство, по-ло-жив на-ча-ло кня-же-ским ро-дам Юсу-по-вых, Уру-со-вых, Шей-дя-ко-вых и др.

    Пре-ем-ни-ки Ис-маи-ла то ве-ли се-бя ло-яль-но по от-но-ше-нию к русскому ца-рю, то на-чи-на-ли кон-флик-то-вать с ним. Од-на-ко ос-лаб-лен-ные раз-до-ра-ми и эко-но-мической раз-ру-хой, раз-дроб-лен-ные но-гаи уже не пред-став-ля-ли со-бой зна-чит. си-лы. Сын Ис-маи-ла бий Дин-Ах-мед (1563-1578 годы) ви-дел свою за-да-чу в вос-ста-нов-ле-нии Боль-шой Ногайской Орды по-сле сму-ты, по-это-му ста-рал-ся со-хра-нять мир и с Русским государством, и с Крым-ским хан-ст-вом. Но страх пе-ред Русским государством, ко-то-рое ук-ре-п-ля-ло свои по-зи-ции в По-вол-жье и да-лее на вос-то-ке, ино-гда за-став-лял Дин-Ах-ме-да дей-ст-во-вать про-тив не-го. Его от-ря-ды при-ни-ма-ли уча-стие в на-бе-гах крым-ско-го ха-на Дев-лет-Ги-рея I (1571, 1572 годы), на-па-да-ли на по-гра-нич-ные тер-ри-то-рии, ра-зо-ря-ли на-хо-див-шие-ся там по-се-ле-ния и уго-ня-ли их жи-те-лей в плен. Сме-нив-ший Дин-Ах-ме-да его брат Урус (1578-1590 годы) за-нял рез-ко ан-ти-рус-скую по-зи-цию. Не имея воз-мож-но-сти в хо-де про-дол-жав-шей-ся Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов дер-жать боль-шие си-лы на пу-тях но-гай-ских на-бе-гов, царь Иван IV Ва-силь-е-вич ис-поль-зо-вал для про-ти-во-стоя-ния ко-чев-ни-кам волж-ских ка-за-ков, ко-то-рые охот-но от-прав-ля-лись гро-мить но-гай-ские стой-би-ща, по-соль-ст-ва и тор-го-вые ка-ра-ва-ны. В 1581 году ка-за-ки взя-ли и раз-ру-ши-ли Са-рай-чик (в даль-ней-шем не вос-ста-нав-ли-вал-ся). Дру-гим сред-ст-вом борь-бы с на-па-де-ния-ми но-га-ев ста-ло строи-тель-ст-во кре-по-стей на главных пе-ре-пра-вах че-рез Вол-гу - Са-ма-ры (1586 год), Ца-ри-цы-на (1589 год), Са-ра-то-ва (1590 год). Но-гай-ские «пе-ре-во-зы» ока-за-лись на-дёж-но пе-ре-кры-ты-ми. Воз-му-щён-ный Урус за-дер-жи-вал у се-бя в за-лож-ни-ках русских по-слов и тре-бо-вал сне-сти но-вые го-ро-да (вме-сте с толь-ко что по-стро-ен-ной Уфой). Но ни ре-ши-мо-сти, ни ре-аль-ных сил на-стаи-вать на этом у не-го не на-шлось. По-сле ги-бе-ли Уру-са в оче-ред-ной рас-пре Боль-шую Ногайскую Орду вновь ох-ва-ти-ла сму-та, в ко-то-рой в борь-бу за власть всту-пи-ли се-мьи би-ев Дин-Ах-ме-да и Уру-са.

    В 1600 году в са-мом на-ча-ле сво-его прав-ле-ния (1600-1619 годы) сын Дин-Ах-ме-да бий Иш-те-рек при-знал вас-саль-ную за-ви-си-мость от русского ца-ря. Пред-во-ди-те-ли но-га-ев всё тес-нее кон-так-ти-ро-ва-ли с ас-т-ра-хан-ски-ми вое-во-да-ми, ре-ша-ли че-рез них во-про-сы дос-тав-ки про-до-воль-ст-вия и воо-ру-же-ния. В Ас-т-ра-ха-ни же, по це-ре-мо-ниа-лу, раз-ра-бо-тан-но-му русскими вла-стя-ми, про-ис-хо-ди-ло вве-де-ние в долж-ность но-гай-ских би-ев и ну-ра-ди-нов. По-след-ний бий Боль-шой Ногайской Ордой - Ка-най (1622-1638 годы), внук Исмаила, уже не имел вла-сти и ав-то-ри-тета, за-ни-мая свой пост ис-клю-чи-тель-но но-ми-наль-но.

    Уси-ле-ние русского влия-ния про-ис-хо-ди-ло на фо-не на-рас-тав-ше-го раз-ло-же-ния Боль-шой Ногайской Орды, вы-хо-да всё боль-ше-го чис-ла мирз из по-ви-но-ве-ния бию, от-ко-чё-вок на-се-ле-ния в Крым-ское, Ка-зах-ское, Бу-хар-ское и Хи-вин-ское хан-ст-ва. Од-ной из гл. при-чин мас-со-вых ми-гра-ций но-га-ев, как и окон-ча-тель-но-го рас-па-да Боль-шой Ногайской Орды в первой тре-ти XVII века, ста-ла ми-гра-ция кал-мы-ков в волж-ско-яиц-кие сте-пи. В 1608 году кал-мы-ки по-до-шли к р. Эм-ба, в 1613 году фор-си-ро-ва-ли Яик, т. е. вторг-лись в пре-де-лы основных но-гай-ских ко-че-вий. В 1630-х годах кал-мы-ки вы-тес-ни-ли б. ч. но-га-ев на пра-вый бе-рег Вол-ги, по-сле че-го но-гаи рас-сея-лись по сте-пям от Ду-ная до Те-ре-ка.

    Ал-ты-уль-ский улус в первой тре-ти XVII века по-пал в за-ви-си-мость от кал-мы-ков и рас-пал-ся. Ма-лая Ногайская Орда (Ка-зы-ев улус) про-су-ще-ст-во-ва-ла до середины XVII века, пред-став-ляя со-бой не-проч-ное со-об-ще-ст-во ко-че-вых улу-сов, пра-ви-те-ли ко-то-рых ори-ен-ти-ро-ва-лись в основном на Крым-ское хан-ст-во и Ос-ман-скую им-пе-рию. В XVII веке в араль-ско-сыр-дарь-ин-ских сте-пях из час-ти по-том-ков жи-те-лей Боль-шой Ногайской Орды сло-жил-ся на-род ка-ра-кал-па-ков.

    Во второй половине XVII века раз-дроб-лен-ные груп-пи-ров-ки ко-че-вых но-гай-ских улу-сов объ-еди-ни-лись в пред-го-су-дар-ст-вен-ные об-ра-зо-ва-ния - Ор-ды (Буд-жак, Еди-сан, Еди-ш-куль, Джем-бой-лук), ла-ви-ро-вав-шие в сво-ей по-ли-ти-ке ме-ж-ду Крым-ским хан-ст-вом, Ос-ман-ской им-пе-ри-ей и Русским го-су-дар-ст-вом.

    § 26. НОГАЙСКАЯ ОРДА, СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ В XIII-XV ВЕКАХ


    Образование Ногайской Орды, ее территория. После распада Золотой Орды и ослабления Белой на северо-западе Казахстана было образовано государственное объединение Ногайская Орда. Ос­новная территория Ногайской Орды находилась в степях между Волгой и Уралом (Яиком), ее центр - в низовьях Волги, в районе (Сарайчика (на Урале). На востоке ногаи кочевали по левобережью Урала, на северо-востоке - до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казани, на юго-западе - до Приаралья и севера Прикаспия.

    Город Сарайчик. Центром Орды был город Сарайчик, располо­женный на берегу реки Жайык (Урал, Яик). Город был основан в X веке. Судя по письменным источникам, в XIII веке в Риме про­живало 35 тысяч жителей, в Х1Увеке в Париже - 58 тысяч горо­ди н, а в Сарайчике в XIV веке было более 100 тысяч жителей. В городе имелось 13 мечетей, много восточных бань, базаров, обще ственных зданий. Водоснабжение осуществлялось с помощью во­допровода из водохранилища в 5-6 км от города. В период суще­ствования государства Золотая Орда через Сарайчик проходили торговые пути из Крыма и с Кавказа в Каракорум и Китай. XIII- XIV века были периодом разцвета города, но в XV веке Сарайчик был разрушен. Лишь став столицей Ногайской Орды, город вновь начал возрождаться. Во время правления (начало XVI века) хана Касыма Сарайчик стал столицей Казахского ханства. В 1580 году город был захвачен и разрушен до основания донскими и волж­скими казаками. В Сарайчике были похоронены ханы Золотой и Ногайской Орд.

    Название Орды происходит от имени военачальника Золотой Ор­ды - Ногая. Ногай участвовал в завоевательных походах Бату, был военачальником у пяти ханов Золотой Орды. Он сыграл очень важ- ную роль в истории Золотой Орды. Основное население Ногайской Орды составили племена, входившие в состав войска Ногая (1260- 1306 гг.). Составлявшее большую часть ногайских воинов тюрко­язычное племя мангытов называло свой улус Мангытским юртом. Дей­ствительным основателем Ногайской (Мангытской) Орды считается Едыге. При правлении Едыге Ногайская Орда начала обособляться от Золотой Орды. Во время правления сына Едыге Нур ад-дина (1426- 1440 гг.) было создано самостоятельное государство, которое отде­лилось от Золотой Орды.

    Политическая история Орды. Важную роль в создании и уп­рочении Ногайской Орды сыграл Едыге, не имевший права на хан­ский титул, но являвшийся в течение многих лет фактическим пра­вителем Золотой Орды. При его правлении произошло обособле­ние ногаев от Золотой Орды и превращение их земель в независи­мое феодальное владение. Управляя Золотой Ордой, Едыге носил титул «беклар-беги» или «великий эмир». Он имел неограничен­ную власть. Существовала традиция, по которой без согласия по­томков Едыге утверждение ханом из числа представителей динас­тии Чингисхана считалось недействительным. В этот период сре­ди мангытского народа появился эпос об Едыге. Высшую админи­стративную власть в обществе осуществляли беки, мырзы, султа­ны и баи. Они правили аулами, улесами (наделами), улысами (круп­ными территориальными владениями). Возглавляя роды и племе­на, они решали социально-экономические вопросы. Власть в Орде передавалась по наследству. В связи с многоэтническим составом населения Ногайской Орды административная власть существова­ла как система полной подчиненности правителям улысов.

    Мырза - правитель аула- беспрекословно подчинялся правителю улыса. В его обязанности входили сбор налогов с подвластного населения, выставление определенного числа воинов с полным вооружением для отправки в военные походы и т.д.

    Политическая история Ногайской Орды. В 90-е годы XIV века Едыге вел длительную войну с Тохтамыш ханом, во-первых, за господство в Золотой Орде, во-вторых, в целях укрепления вла­сти Ногайской Орды над соседними владениями, расширения ее границ. Едыге в течение 15 лет правил Ордой (1396-1411 гг.). При его правлении владения Ногайской Орды расширились до Запад­но-Сибирской низменности. Именно сюда бежал и здесь умер Тох­тамыш хан, на этой земле племя тайбуга признало над собой власть Едыге. Судя по письменным источникам, ногаи (мангыты) в сере­дине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи, захватыва­ли укрепленные города. Например, в 1446 году мангыт Уакас-бий правил городом Узгенд. Важную роль в политической жизни Вос­точного Дешт-и-Кыпчака в XV веке играли потомки Едыге - Муса- мырза, Жанбыршы.

    Распад Ногайской Орды. В начале XVI века в Ногайской Орде начался упадок. В 1550-х годах после присоединения Казанского, Астраханского ханств к России, Ногайская Орда распалась на не­сколько самостоятельных владений, после чего часть ногайского населения вошла в состав Младшего жуза казахов.


    В начале XVII века большая Ногайская Орда объединилась с малой Ногайской Ордой вдоль побережья Жайыка (Урала), Кас­пийского моря и вплоть до Донской степи. Но теперь Ногайская Орда стала зависима от Крымского ханства и турецких султанов. Во время войн между Турцией и Россией ногайцы вынуждены были неоднократно менять места своего расселения. В XVII - XVIII ве­ках Ногайская Орда имела тесные торгово-экономические и поли­тические отношения с соседними Российским государством, Крым­ским и Казахским ханствами.

    В конце XVIII века после падения Крымского ханства царское российское правительство стало преследовать ногайцев. Уцелев­шие переселились в Турцию, на Северный Кавказ, на земли Ка­захстана и Башкоркостана.

    Северный Казахстан и Западная Сибирь в XIII - XV веках.

    Издревле тюркские племена населяли бескрайние земли Западной Сибири, чье население имело тесные связи с регионами Казахста­на. Вытесненные со своих земель в результате нашествия Чингис­хана многие тюркские племена переселились в Западную Сибирь. Часть их смешалась с местным населением.

    Основным ядром казахских племен, соседствовавших с племе­нами Западной Сибири и оказавших на них значительное влия­ние, являлись кыпчаки. На землях от Тобола до Улытау и Сырда­рьи жили найманы, кереи, меркиты и онгуты. В Западной Сибири было образовано объединение родственных тюркоязычных племен, в котором главенствующую роль играли кереи.

    После монгольского нашествия Западная Сибирь вошла в состав улуса Жошы и формально принадлежала династии Шайбанидов, хотя управление было оставлено в руках местной знати тюркской динас­тии тайбугинцев. Как дань уважения памяти Чингисхана Тайбуга хан переименовал свою столицу Тура в Западной Сибири в город Чинги- Тура или Чимги-Тура (ныне город Тюмень).

    Потерпев поражение от Едыге в 1398 году, захватившего власть в Золотой Орде, Тохтамыш бежал в Западную Сибирь, здесь он пра­вил уделом. После смерти Тохтамыша тайбугинцы признали над со­бой власть Едыге. Но после смерти Едыге в этом регионе вновь разго­релась междоусобная борьба за власть между представителями ди­настии Шайбанидов. В ней участвовали и ханы Белой Орды. Шайба- нид Махмуд-Ходжа после поражения от хана Белой Орды Барака бежал в Западную Сибирь, где был провозглашен ханом ногаев.

    В 1428 году Абулхаир хан совершил завоевательный поход в Западную Сибирь и, одержав победу над Махмуд-Ходжой, присое­динил Западную Сибирь к своему ханству.

    После смерти Абулхаир хана в 1468 году большая часть тер­ритории Западной Сибири перешла к Шайбаниду Ибак хану, про­тивнику Абулхаира.

    Ибак, заключив союз с казахскими ханами Жаныбеком и Ке- роем, убил преемника Абулхаира Шайх-Хайдара. Его сын Мухам­мед Шайбани бежал в Астрахань. Так Ибак хан стал единолич­ным правителем в Чинги-Туре, прилегающих районах Тобола и Иртыша.

    Основным ядром Сибирского ханства были земли по среднему течению Иртыша, Тары, Тобола и Туры, где жило в основном тюр- коязычное население Западной Сибири. Туда же входили степные районы Притоболья. В 1481 и 1483 годах Ибак хан посылал в Рус­ское государство посольства. Он заключил с царем Иваном III до­говор о дружбе и союзе, установил торговые отношения с русски­ми городами.

    Однако местная феодальная знать, недовольная правлением Ибак хана, собрав большие силы во главе с тайбугинцем Мухам­медом, в 1495 году неожиданно напала на Чинги-Туру, Ибак хан был убит.

    Правителем Западной Сибири был провозглашен Мухаммед хан. После его смерти власть по-прежнему оставалась в руках тай- бугинской династии.

    Этнический состав Ногайской Орды и Западной Сибири. Осно- ну этнического населения Ногайской Орды составляло племя ман- гытов. Вместе с ними в нее входили конраты, найманы, аргыны, канлы, алшыны, кыпчаки, алаша, тама и другие тюркоязычные племена. Это государственное объединение было создано не на эт­нической основе, а как преимущественно политическое образова­ние. Племена, населявшие Орду, сыграли важную роль в этничес­ком формировании казахского народа. Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами» ногаев и казахов, которые при первом казахском хане Жаныбеке жили в дружественных отношениях.

    Позднее часть племен, входивших в Ногайскую Орду, вошла в со­став Младшего жуза казахов.

    Кроме кыпчаков - основного ядра тюркоязычных племен, на­селявших Западную Сибирь, здесь жили и другие родственные пле­мена. Кыпчаки Тургайской и Ишимской степей Прииртышья под­разделялись на объединения: кулан-кыпчаки, китай-кыпчаки, са- гал-кыпчаки, маджар (мадьяр)-кыпчаки, торайгыр-кыпчаки. Вдоль течения Среднего Иртыша, Тобола, Ишима и Туры главенствующую роль играли кереи.

    В условиях развития общественных отношений на местной эт­нической основе, хотя и под властью чингизидов, в течение свыше трех веков на огромной территории Казахстана произошли важные изменения, связанные с постепенным восстановлением и рост­ом хозяйства, городов, земледелия, развитием языка и культуры.

    Образование государств Белой Орды, ханства Абулхаира, Могули стана, Ногайской Орды, Сибирского ханства было значительным этапом в формировании этнического состава казахского народа. Оно способствовало созданию условий для последующего образо­вания этнически однородных феодальных государств.


    Этнический состав Ногайской Орды и Западной Сибири

    1. Что вы знаете о создании Ногайской Орды?

    2.Какая часть земель Ногайской Орды относилась к Казахстану?

    3.Расскажите об этническом составе Ногайской Орды.

    4.При правлении какого хана укрепилось политическое положенш Ногайской Орды?

    5.Что вы знаете о политическом положении Западной Сибири?

    6.Кто такие тайбугинцы?

    К какой династии относился Ибак хан? Каким было политичес кое положение в стране в период его правления?

    8. Запишите в тетради по истории названия племен, населявших За падную Сибирь.

    Вопросы для самопроверки

    1.Основателем Ногайской орды являлся...

    A.Ногай D . Муса-мырза

    B.Едыге Е. Жанбыршы

    C.Нур ад-дин

    2.В каком году Абулхаир хан присоединил Западную Сибирь к сво ему ханству?

    A.в 1428 году D . в 1483 году

    B.в 1468 году Е. в 1495 году

    C.в 1481 году

    3.Кто из перечисленных правителей установил торговые отноше ния с русским царем Иваном III?

    A. Едыге D . Ибак хан

    B. Махмуд-Ходжа Е. Сасы-Буга

    C. Урус хан